Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350
#1863922

Не секрет, что сейчас промышленность выпускает гигантское количество самой разнообразной расходки к бормашинам. Вот только стоят эти вещи весьма не дешево, да и доступны (в основном) жителям крупных городов. В провинции же либо вовсе ничего не найти, либо выбор исчерпывается китайскими изделиями низшего ценового диапазона (да и то с ощутимой переплатой). Интернет-магазины тоже не решают проблемы - не везде имеется адекватная по стоимости доставка, да и в каталогах чаще всего информация крайне скудная. Давно известное изделие найти можно, а вот подобрать что-то новое под новую работу почти не реально. Поэтому многие начинают мастерить сами. Предлагаю в этой теме выкладывать свои наработки по данному вопросу. Мне кажется, это многим будет полезно.

Для начала выложу фрезу по дереву, сделанную сегодня. Материал - остатки отработавшей свое цельнокаленной фрезы по металлу из Р6М5. Диаметр 8 мм. Для эксперимента сделал обратную навивку режущей кромки, чтобы при работе фрезу не вытаскивало из цанги, а заталкивало внутрь. Сначала фреза "задом наперед" устанавливается в фрезер. И на обычном точиле (на оборотах) прошлифовывается хвостовик под цангу. В данном случае 3 мм. Слишком длинный не делал, для моих целей 15 мм вполне достаточно. Если есть знакомый токарь, то это быстрее и проще сделать на токарном станке эльборовым резцом (чтобы не мучаться с термичкой). Потом бормашиной отрезным диском отрезается лишнее со стороны рабочей части. После этого заготовка фрезы вставляется в бормашину и на том же точиле (тоже на оборотах) выводится нужный профиль. Фломастеромразбивается заготовка на сектора. В моем случае 9 штук рабочих кромок. В качестве базы использовалась штатная 3-лепестковая цанга. Навивку нарезал той же бормашиной отрезным диском. Сначала проточил начерно, потом чуть убрал заднюю кромку и вывел КР. После этого убрал лишнее "мясо" с задней стороны РК до тонкой ленточки. Поправил РК и заточил задний угол до смыкания с передней кромкой. Все это можно делать как на точиле, так и алмазными борами той же бормашиной. Мне в этот раз оказалось удобнее борами. Прошлую делал на точиле алмазной тарелкой.
Зажал в бормашину, опробовал в работе на твердом сухом ясене. Убрал огрехи заточки (после небольшой работы по дереву они сразу видны на фрезе) и сделал алмазным отрезным диском надрезы - с ними (когда РК не является непрерывной, фреза грызет не намного грязнее, но ощутимо легче). Заняло все это чуть больше, чем полдня.

На фото эта фреза слева. Средняя - предыдущий вариант другой формы с нормальной навивкой (тоже хорошо работает, вылезти из цанги при работе не пытается). Справа - переточенная фреза из китайского набора расходки. Сначала резать не хотела вообще, а после переточки отлично работает.

Misantrop написал :
Предлагаю в этой теме выкладывать свои наработки по данному вопросу. Мне кажется, это многим будет полезно.

Хорошая и полезная тема, может я ошибаюсь, но где то здесь уже подобная была (то есть есть, но в другом разделе)....
Кстати сегодня один товарищ с каменотесного форума поделился своими самодельными насадками для ударного Дремелевского гравера 290-1.
Ежели кому будет интересно попрошу его дать ссылочку на подробнейшее описание и шаги по изготовлению самых разных приспособ, в картинках разумеется.

Misantrop написал :
В провинции же либо вовсе ничего не найти, либо выбор исчерпывается китайскими изделиями низшего ценового диапазона (да и то с ощутимой переплатой)

А не пробовали посмотреть в магазинах, торгующих стоматологическим оборудованием?

Дмитрий Т написал :
А не пробовали посмотреть в магазинах, торгующих стоматологическим оборудованием?

Ну..., я видел как деревяшечники делают под свои нужды самые причудливые формы фрез. И в каких магазинах искать подобные этим насадкам?

Argent_ написал :
И в каких магазинах искать подобные этим насадкам?

Я брал фрезы в Медтехнике, там же и скальпели, и пинцеты, и зажимы, и иглы (для выпаивания радиокомпонентов) и еще ч.з.ч. Хороший магазин. Ну а специфические фрезы нужны редко.

Дмитрий Т написал :
Ну а специфические фрезы нужны редко.

Наверное в боьшинстве случаев (пользователей) достаточно и стандартной расходки, но ведь зачем то они делают для себя специфические насадки, и не только с целью экономии денег.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Дмитрий Т написал :
А не пробовали посмотреть в магазинах, торгующих стоматологическим оборудованием?

Не только пробовал, но и постоянно закупаю. Вот только хвостовики у фрез из этого магазина от 2,2 мм и меньше. А рабочие части фрез диаметром более 5 мм даже в каталогах не видел. Уж слишком этот магазин ... специфический. А на рынке взял как-то парочку похожих на свои, но ... так и не смог довести их до ума - отвратительно режут. И это при том, что цены на них были откровенно не гуманные. Так зачем мне такие бестолковые траты?

А вот таких, как средняя и левая, я ни в каталогах, ни в продаже не встречал. В медтехнике редко попадаются похожие, но ощутимо меньше, с более частым зубом (приходится перетачивать) и с металлом поганого качества. А мои - из ножа фуганка и куска электрода 3 мм, а правая - вообще из колесика от зажигалки. Делается элементарно просто, быстро, а служит дольше покупных

А вот насадки на ударный гравер Dremel 290-1.
Технологию с описанием изготовлея любезно предоставил badger, за что ему персональное спасибо.
На самом сайте можно прочитать описание

А это ссылка прямо на картинки

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Хорошее дело! По фотографиям (довольно подробным) все понятно.

Кстати, если есть необходимость работать ОЧЕНЬ мелко бормашиной в углах и канавках, беру обычный или твердосплавный бор (в зависимости от материала, на котором придется работать), затачиваю на оборотах в виде пики под нужным углом схождения, а потом - на самый обычный трехгранник. Отлично работает по дереву, кости, камню, стали, меди, эбониту, резине и т.п.

У меня есть такое предположение, теоретическое правда, использовать развертки в качестве фрез. Благо с советского периода у народа их скопилось предостаточно, стоят на барахолках Р18 и твердосплавные...., да практически ничего не стоят в виду малого спроса.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Argent_ написал :
использовать развертки в качестве фрез.

Уже используются. Вот здесь человек делится опытом

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Сегодня продолжил эксперимент с новой фрезой. Тонким алмазным бором нанес на грани нечто вроде серейтора. Впечатления: рез стал мягче и агрессивнее, появилось полное безразличие к направлению волокон (берет одинаково легко в любую сторону, не скачет на слоях). Правда, след фрезы стал "полосатым". Вывод - отлично подходит для грубой обдирки с большим съемом материала и создания грубой текстуры типа "шерсти"

Misantrop написал :
Вот только хвостовики у фрез из этого магазина от 2,2 мм и меньше.

Я патрончик купил для нестандартной расходки.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Есть у меня эти патроны. И для Дримеля, и для Проксона. Хорошая вещь, но для меня они тяжеловаты (развесовка машины меняется), да и габариты у них ощутимо больше, чем у цанги, не везде подлезешь

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Да, не сильно народ торопится секретами делиться... Выложу еще немножко самоделок для оживления темы. На сей раз - вулканиты и абразивы. Они есть в медтехнике. Но ... сликом узок ассортимент и высоковаты цены. При том, что эта расходка (особенно - пальчиковые вулканиты) снашивается ОЧЕНЬ быстро.

Процесс изготовления довольно прост. Нарезаются небольшие кубики из точильных камней (вулканита). Вулканит можно нарезать ножом, абразив режется алмазным диском бормашиной. Берется несколько старых сношенных боров с цилиндрической рабочей частью (жалко использовать новые, а с шариком не удерживаются клеем, прокручиваются. Можно, конечно, срезать шарик и наделать на теле бора насечек отрезным диском, но это менее надежно). Вдоль будущей оси вращения сверлится отверстие для вклейки бора. В абразиве сверлю алмазным бором, с вулканитом намного проще, он этими же сношенными борами отлично сверлится. Вклеиваю боры в абразив (вулканит) на цианакрил или эпоксидку. Когда клей застынет, обрабатываю на оборотах до требуемой формы. Дольше всего при этом - дождаться, пока клей застынет. Одна тонкость - эпоксидку при застывании лучше подогреть, тогда она не слишком боится последующего нагрева, да и схватывает быстрее.
Дисковые вулканиты на фото - для сравнения размеров.

Регистрация: 17.11.2011 Волжский Сообщений: 144

Есть предложение -оживить данную тему.
Предполагаю, что за 4 года с предыдущего сообщения количество обладателей БМ увеличилось значительно, наверняка, кому-то есть что добавить к уже имеющимся идеям.
Сам я тоже временами делаю расходку сам, кое-что показывал на форуме, правда, в других темах.
Выберу время, отпишусь подробнее.

А пока, для затравки, кину ссылку. Сегодня наткнулся.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Однако, не спешит народ тему оживлять

Misantrop написал :
А вот таких, как средняя и левая, я ни в каталогах, ни в продаже не встречал. В медтехнике редко попадаются похожие, но ощутимо меньше, с более частым зубом (приходится перетачивать) и с металлом поганого качества. А мои - из ножа фуганка и куска электрода 3 мм, а правая - вообще из колесика от зажигалки. Делается элементарно просто, быстро, а служит дольше покупных

как пример карбидвольфрамовая за 102,66руб.

самодельные я делаю лишь отрезные круги, они нужны разных диаметров и разной толщины.
а вот борфрезы карбидвольфрамовые проще купить, на морже-мамонте-дереве они переживут меня, и моих детей.
поверьте, я проходил самодельные фрезы из разверток, сверл, метчиков. как ни старайся, они дают биение на верхнем диапазоне оборотов.
несмотря на тремор рук при такой работе, следом они разбивают подшипник бормашинки.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

За ссылку спасибо, сохранил. Хорошие (по крайней мере, с виду), да и цена не запредельная. Жаль только, что хвостовики от 3 мм, только на большие машины. Но с хвостовиком 2,35 мм есть неплохие казанские, тоже твердосплавные. Правда, насчет такой гигантской долговечности не уверен, у меня они служат где-то до года, потом требуется заточка. В среднем 2-3 переточки без особой потери профиля они вполне допускают. А после можно их еще для чего-нибудь приспособить.
Что же касается якобы неизбежного биения, то с такими вообще не работаю до его устранения, чревато. Да и неприятно. Если фреза бьет, то работает она только частью своих режущих граней, а куда это годится? Да и ресурс подшипников сильно уменьшается. Кстати, мой старенький 395 Дримель до сих пор работает на родных подшипниках, около 10 лет. На Проксонах пару раз менял, уж очень они нежные. Но зато меняются легко.
Кстати, вот тут есть неплохая тема как раз про самодельную расходку:

Misantrop написал :
Жаль только, что хвостовики от 3 мм, только на большие машины.

3,2мм идет на Дремель-395, он у меня 14 лет.

Misantrop написал :
Правда, насчет такой гигантской долговечности не уверен

я не точил ни одной фрезы, купленные за эти 14 лет. они служат очень долго, если металлом не насиловать. а самодельных, за это время, я сделал и выкинул, более сотни штук.

Misantrop написал :
у меня они служат где-то до года, потом требуется заточка.

фрезы SGS не особо-то заточишь, они более 63HRC, и мелкая накатка не позволяет создать грань с нужным углом резания. да и не требуют они этого.
для себя я выводы давно сделал -от делать нечего можно делать фрезы, но у меня задача противоположная -мне надо делать изделия.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Ну, если это никому не интересно, то и ветку поддерживать смысла нет. Хотя из своих самоделок я выкинул хорошо если штук пять, самых первых, остальные долго не задерживаются, расходятся по знакомым. Еще ни один не плевался, хотя счет этим самоделкам уже давно на сотни пошел

Misantrop написал :
..Еще ни один не плевался, хотя счет этим самоделкам уже давно на сотни пошел

я объясняю это так

но если бы Вы презентовали им фирменные борфрезы, то кроме отсутствия жалоб, можно надеяться на благодарность.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Александр, а зачем Вы делаете изделия? Ведь их гораздо проще и дешевле купить. В том же Китае

Регистрация: 17.11.2011 Волжский Сообщений: 144

Misantrop написал :
Кстати, вот тут есть неплохая тема как раз про самодельную расходку:

О, классная темка! Частенько прочёсываю рунет в поисках подобных тусовок, проглотил уйму информации, а на эту тему почему-то не попадал, хотя с поисковыми запросами изощрялся по всякому...

sanya1965 написал :
. а самодельных, за это время, я сделал и выкинул, более сотни штук.

Фигасе, адское терпение... Я бы сломался на втором, а то и первом десятке.

sanya1965 написал :
для себя я выводы давно сделал -от делать нечего можно делать фрезы, но у меня задача противоположная -мне надо делать изделия.

Ну почему же от нечего делать? Можно найти несколько вполне рациональных причин для данного занятия.

Например, конструкторский зуд, попытка придумать что-то эдакое, с приставкой -ультра (или хотя бы экстра).
Тренировка навыков точных работ, мелкой моторики...
Отсутствие какого -нибудь бора/борфрезы специфической конфигурации в ассортименте производителей. Стараюсь регулярно заскакивать на стоматологические выставки, но полностью мои запросы они никак не могут удовлетворить...
Нежелание (по причине неумения, лени, и т. д., и т. п.) заказывать что-либо через инет.

А вообще, конечно, самостоятельное изготовление инструмента -удел в первую очередь, маньяков.
___________________________ ____________________________________

Меня не очень устраивают традиционные твердосплавные борфрезы (казанские). Основная проблема -большое количество зубьев, что хорошо для обработки твёрдых материалов, и плохо -для мягких. Ну и углы, опять же, рассчитаны под твёрдое.
Так что, самоделки из метчиков -вполне себе альтернатива, хоть и гораздо менее стойкая (быстрорез).

Ещё интересная возможность -использование для изготовления рабочей части твердосплавных неперетачиваемых пластин, предназначенных для использования на токарном и фрезерном металлорежущем инструменте. Естественно, брать нужно те, что с центральным отверстием. Вполне можно задействовать пластины БУ, которые пошли в утиль по причине износа (а не поломки).
У меня есть несколько начатых, но законсервированных инструментов на таких пластинах, может, дойдут до них руки, доделаю...

Важный момент -у таких пластин зачастую весьма приличный вес (твёрдый сплав ВК8 и т. п.), но есть очень лёгкие пластины, титаноникелевые (ТН20), они и видятся самыми подходящими кандидатами на интегрирование в борфрезы-самоделки.
Правда, этот твёрдый сплав не пользуется популярностью у станочников, так как почти для любых работ есть более достойные "коллеги" - где ВК-шки, где Т5К10, где Т15К6... Другие, более крутые твёрдые сплавы не упоминаю, т. к. для провинции они -экзотика, да и стоят заметно дороже.

Упомяну о том, чем обрабатывать ТС. Грубо, если есть возможность, карборундовым (карбид кремния) кругом на заточном станке.
Затем, опять же, если есть возможность, алмазными чашками, тарелками и др. кругами.
В заключение, алмазной расходкой с бормашинками. Алмазную расходку крайне желательно использовать не простую "гальванику", а так называемую спечённую. Она раз в 5+ дороже гальваники, но зато ресурс у неё раз в -надцать выше...
На финишном этапе желательно бормашинку зафиксировать неподвижно, а обрабатываемую заготовку держать в руках. Так обычно получается точнее, особенно, если и для рук предусмотреть какую-нибудь эргономичную опору. При изготовлении особенно изощрённой расходки будет не лишним использование лупы (знаю, что Мизантроп пользуется...), а то и микроскопа.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Для меня давно уже не проблема переточить затупившуюся борфрезу или изготовить новую. И резать будут, да и дисбаланса не будет во всем диапазоне оборотов. Крайние несколько лет напрягало только одно - невозможность ни на секунду отвлечься при работе этим агрегатом. Да и дерево бывает весьма неоднородно по структуре. В результате инструмент на полном ходу "закапывается" и либо начинает скакать по изделию, калеча все по пути, либо застревает наглухо, уродуя бормашину. Фирма Арбортек, используя принцип заточки цепной пилы, освоила выпуск расходки, глубина врезания которой строго ограничена. Вот только самый маленький ее расходник годится разве что на болгарку. Решил воспользоваться той же идеей только для совсем небольших бормашин высокой точности и малого крутящего момента. Результат - по ссылке выше на пару постов, да и на ютубе попадается, так называемая "фреза Скептика". Там Игорь Ивченко ее тестирует. Ему, правда, поначалу досталась фреза отнюдь не для его машины - слишком малы обороты и великовато усилие. В результате ... сломал, вставил в оправку и начал тестировать дальше. Это при том, что данная фреза делалась для оборотов 20000-35000 и мощности всего-то 65 Вт (корейская 102L). Вот тогда она грызет все подряд с эффективностью не хуже 4000 Дримеля с большой фрезой, абсолютно не грузясь при этом. И не "зарывается", что ценно, хоть в отверстии фрезеруй.

Ну а что касается твердосплавов, то (ИМХО) ВК8 для расходки не слишком годится. Он отлично держит удар, но вот заточить его в угол менее 80 градусов почти не реально. Великовата нагрузка на двигатель получается. Да и зерно у него крупновато для подобной мелочевки. Есть у меня пара напильников из ВК6, но и этот композит острых углов заточки не любит. Т15 хорош, но хрупок, удара не любит. Т5К10 в этом плане оптимален, но ... его сложно найти. Так что по дереву я предпочитаю быстрорезы, тем более, что их найти не сложно.

А в этом году заинтересовался обработкой камня. Раньше пробовал, но "гальваника" откровенно разочаровала. И даже не тем, что у нее не велик ресурс, а тем, что даже у самых мелкодисперсных зерно откровенно грубое, потом озвереешь вышлифовывать, да и рисунок при шлифовке затрется. Весной, благодаря советам Сергея Станкевича, удалось освоить изготовление самодельной расходки из спеченного алмаза. Там были сложности с пайкой, но эту проблему удалось решить

Misantrop написал :
Александр, а зачем Вы делаете изделия?

это способ самореализации. я непрестанно доказываю себе, что руки растут из нужного места. очень редко доказываю другим, когда продаю свои изделия.

Misantrop написал :
Ведь их гораздо проще и дешевле купить.

то, что я делаю, нельзя купить.
нигде.
мои изделия единственные во всем мире, и уникальны.

Misantrop написал :
В том же Китае

очень распространенное заблуждение. в Китае научились реализовывать принцип "больших чисел", и зарабатывать на этом. но единственные изделия ручной работы там запредельно дороги. настолько дороги, что выгоднее заказывать в Европе. однако беда в том, что даже задорого я не могу получить желанный результат, ибо нет стандартов в худоформлении и технологии работы, для единственных экземпляров.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

sanya1965 написал :
это способ самореализации...
...то, что я делаю, нельзя купить...

Но другим в этом способе Вы отказываете. Не подскажете, где можно купить твердосплавные цилиндрические фрезы рабочим диаметром 0,07 мм? И в какую сумму эта покупка обойдется? Между тем, изготовление такой фрезы занимает порядка 15 минут. (P.S.в ноликах не заблудился)
Или вот Неплохая твердосплавная фреза "пика". И стоит не дорого, всего 223 рубля. Но есть одна проблема, для точных работ требуются такого типа фрезы, но на порядок меньше, эта уж слишком здоровенная. И что делать, рыть инет, а потом неделями ждать посылку? Или проще потратить порядка 5 минут на изготовление, причем, именно нужного размера и с нужным углом схождения кромок?

Misantrop написал :
Но другим в этом способе Вы отказываете.

Вы меня недопоняли. Я делаю хитрые фрезы распространенных типов, но они скорее одноразовые под конкретную задачу. я делаю это вынужденно, по причине отсутствия, или сложности покупки.
В своем посте Вы упоминаете, что делаете фрезы исключительно из-за экономии, при наличии подобных типоразмеров фирменных борфрез. при этом срок службы самоделок весьма недолог. поэтому стОит говорить о разной мотивации, и комплексному подходу к вопросу. если сделать квинтэссенцию моего подхода, то будет звучать так

  1. самодельные фрезы выгодны, когда нет доступных аналогов фирменных
  2. фирменные борфрезы имеют запредельно большой срок службы (кроме обработки металла, исключая цветные)
  3. доступные типоразмеры фирменных борфрез выгоднее покупать раз и на всю жизнь, нежели изобретать велосипед. чтобы достичь приемлемых углов реза и геометрии, как у SGS, не хватит жизни, даже если начинать с младенчества.

Регистрация: 21.01.2010 Симферополь Сообщений: 350

Вот только не надо из меня Плюшкина изображать. Экономия - штука хорошая, для пенсионера - особенно. Но уродоваться, пытаясь экономить копейки - не мой профиль. Если что-то можно купить, то уродоваться самому нет никакого резона. Те фрезы, что делаю сам, аналогов в мире не имеют, ни серийные , ни штучные. Ну а SGS - отнюдь не панацея. Есть и у них удачные экземпляры, глупо было бы спорить. Но ... далеко не все. Из трех купленных две пришлось изрядно перетачивать, прежде чем они начали резать нормально. До этого резать не хотели ВООБЩЕ, только дробили и поджигали материал. А после переточки уже третий год работают без вопросов и необходимости правки.
Кстати, далеко не всякий цветмет хорошо обрабатывается фрезой. К примеру, титан, осадочная медь и бронза АМЦ сажают режущую кромку так, как и не снилось прикаленной стали. А двуокись железа (черная ржавчина) - вообще способна вынести ее вместе с куском тела фрезы. Не зря в старину именно на этом свойстве железа была освоена технология изготовления великолепных клинков, не слишком уступающих знаменитому дамаску

Misantrop написал :
...Ну а SGS - отнюдь не панацея. Есть и у них удачные экземпляры, глупо было бы спорить. Но ... далеко не все. Из трех купленных две пришлось изрядно перетачивать, прежде чем они начали резать нормально. До этого резать не хотели ВООБЩЕ, только дробили и поджигали материал. А после переточки уже третий год работают без вопросов и необходимости правки.

у них есть разная накатка под разные цели. надо просто подбирать под себя.

Misantrop написал :
А двуокись железа (черная ржавчина) - вообще способна вынести ее вместе с куском тела фрезы. Не зря в старину именно на этом свойстве железа была освоена технология изготовления великолепных клинков, не слишком уступающих знаменитому дамаску

очень прошу, не вторгайтесь в тему клинков. я их делаю, в т.ч. дамаск, и булат. и ручки к этим ножам, тем же дремелем-395. и там все не так, как Вы пишете.