#1968426

Привет честному собранию. Похоже в очередной раз наступил на грабли. Приобрёл с рук фрезер METABO OFE 1812. Объявление о продаже висит тут же на форуме. По внешнему виду сделал вывод что фрезер работал, но не много. Всё подвигал, покрутил, включил, немного пожужжал. Всё вроде чин чинарём. Купил –уехал. Дома присмотрелся пристальнее.
Обнаружил:

  1. ЕДВА ощутимый (но тем не менее получается - наличествующий) люфт направляющих. Т.е. его не всегда однозначно можно ощутить, но если целенаправленно шатать схватив подошву относительно мотора, то можно обнаружить. Но это только при расслабленном фиксаторе. Если фиксатор закрепить, то люфт пропадает. Как мне кажется это не косяк. Или косяк?
  2. Люфт шпинделя радиальный. При раскачивании шпинделя ощущается чётко. Правда видимо он весьма маленький(т.е. не болтается ничего ), но ощущается хорошо и даже сопровождается тихим стуком типа «тык-тык». Слышно если фрезер поближе к уху донести. Я так понимаю, что подшипник ушатан? Или так должно быть? На фиоленте для сравнения пробовал покачать шпиндель, люфт не обнаружил.
  3. Искрение щёток. На минимальных оборотах(по параметрам это около 8000об/мин) искрение между щётками и коллектором происходит. Как мне думаетс я сильнее чем надо. При увеличении оборотов до средних и до максимума появляется кольцевой огонь. О чём это говорит? Что-то с якорем или щётки износились?
    Может ли ушататься подшипник и возникнуть проблемы с щётками/якорем, если фрезер работал немного? Повторю, что внешне фрезер в очень хорошем состоянии(если не в отличном), не скажу что новый, но ПОЧТИ – наверное да. Может он поработал больше чем говорил продавец, но явно не убивался в столярной мастерской.
    Позвонил в сервис-центр и озвучил проблему. Подшипник стоит 1000р с копейками + замена порядка 370 рублей или около того. Сказали, что после замены подшипника может пропасть искрение(мол при люфте якорь несколько с перекосом крутится и может от этого искрить).Если проблема с искрением не закроется то вплоть до замены якоря. Якорь стоит 5000р + работа(уже на спросил сколько). Если скажем износ коллектора, то в сервис-центре его не протачивают, меняют сразу якорь.
    Вот и получается 8000+1400+5000=14400. Почти новый фрезер получится по деньгам, если действительно будет необходимо это всё менять. Цена жадности так-сать  Ничему жизнь не учит. Всё сравнивал с макитой 3612 и уж теперь думаю нужно было его брать наверное, НОВЫЙ в магазине. Ну шо робыть, теперь вот нужно жить с тем что есть
    Вопросы:
    1.Что делать: лезть во фрезер самому или тащить в сервис-центр? В принципе влезть не боюсь, дружу с отвёрткой и ключами 
    2.Сложно самому заменить подшипник, никаких спец.приспособ иметь не надо? Кто знает номер подшипника? Сразу может заменить и задний? Номер заднего?
    3.Как считаете, в случае износа коллектора возможно ли его проточить(вернее, в случае с якорем метабо, будет ли это приемлемым вариантом ремонта)?
    4.Щётки. Ставить «родные», или можно подобрать? Из чего?
    5.Может якорь вынуть и куда нить понесть прозвонить/проверить? Куда?
    6.Где взять каталог запасных частей на эту машину и/или «взрыв-схему»? Блиц-поиск в инете ничего не дал. Одни описания-хвалилки и тока на вудтулз скачал Руководство по эксплуатации.
    7.Работает ли этот фрезер вверхтормашками во фрезерном столе, конструктивно приспособлен ?
    Хорошо если кто есть из владельцев и сам его перебирал, но любые другие советы и знания тоже приму.
    На вудтулз есть пользователь «ak», тут его не нашёл под этим ником. Вроде у него много лет этот фрезер. Интересно его опыт перенять.
    Пока вроде всё. Вопросы будут ещё напишу.

Регистрация: 19.03.2007 Москва Сообщений: 18283

какие-то всё подозрения и сомнения. Видимо, фрезер совершенно исправен

Регистрация: 18.07.2009 Санкт-Петербург Сообщений: 1436

2Alessandro
имхо все у Вас в порядке

Какие сомнения? Вопросы, вопросы и вопросы . теперь должен изучить сей фрезер вдоль и поперёк. нет, всё же неисправен, в том смысле что подшипник точно менять. вчера вечером ещё раз попробовал шпиндель пошатать – шатается. Положил на бок фрезер и стал приподнимать шпиндель, поднимается и в момент когда люфт выбирается – сопровождается звуком «тук» там врядли некий самоцентрующийся подшипник который на оборотах выставляется. Понимаю так что люфта вообще быть не должно. По поводу кольцевого огня, может я переборщил. Вчера ещё раз стал в щель крышки смотреть, плохо видно, но видно что на минималке искрение конкретное есть меж щётками и коллектором а при наборе оборотов искрение сильное, со шлейфом(почти как у кометы). Потому и принял сие за кольцевой огонь видимо. В общем искрение явно чрезмерное. Ну, может из-за подшипника? Нуна будет снять крышку седня и так крутануть. Звонил в сервис. Знач подшипник 1250р(верхний грят мона не трогать, как правило нижний вылетает). Верхний если кому надо – 252р. Комплект щёток 406р. Работа. Замена отдельно щёток 250р. Замена отдельно подшипника -380р, замена 2-х подшипников тоже 380р за оба, замена подшипников и щёток – всё равно 380р Вот думаю заменить подшипник сам и щётки на всяк случай в запас прикуплю. Говорят что лучше покупать заводские, т.е. не эксперементировать с подбором сторонних щёток, ибо если неправильно подобрать щётки то запросто можно убить коллектор(считай якорь), а поскольку они его не протачивают/шлифуют/ ремонтируют , то легко попасть на замену якоря а стоит он как писал уже что-то от 5000р. ДОРОГО.
Копаюсь в инете уже второй или даже третий день и ни фига полезного по фрезеру сему не могу нарыть. Ни схем, ни каталогов – ничего. Приходится звонить в сервис и довольствоваться их пояснениями. Сказали что в столе работать может, но для этого нуна купить их стол flexo 500(цена у меня почти вызвала истерику), т.к. подошва фрезера не имеет отверстий для крепления и нужные какие специальные крепления которые в этом столе есть! Вот собссно стол вот цена
Ну вот тут к столу ещё всяко разно

Регистрация: 19.03.2007 Москва Сообщений: 18283

Alessandro написал :
подошва фрезера не имеет отверстий для крепления

можно подумать, Вы неи сможете их просверлить

Просверлить можно, можно и фрезер самостоятельно сделать, вопрос правильно и нужно ли это. потому и хотелось бы узнать у того, у кого есть такой фрезер, как и что делали они. например мне честно сказать не нравится что накладка на подошве приклеенная. мысли есть ея отторватьи сделать другую накладку котору мона будет прикручивать/откручивать. а может быть совсем и не проблема это и сверлить и не нужно ничего. Другими словами изучаю.

Кстати, посмотрел я подошву и не нашёл где там сверлить. конструкция её такова что утолщения(приливы) тока в тех местах где определены резьбы для винтов, или крепление ног или где проходят штанги паралельного упора. во всех других местах днище тонкое и мне представляется опасным устройство там отверстий для крепления фрезера через них к чему нибудь. просто подумал: а вдруг в случае чего оторвётся?! потому решил что нить придумать чтобы крепить именно какими нить зажимами. думаю что сильно плохо не будет, т.к. ход у ножек 80мм и если даже скрадутся пара десятков мм на приспособу-крепление то это не страшно. сделал несколько фото и села батарейка. позже дофотаю и сниму "кино" про искрение щёток и выложу всё сюда.

Alessandro написал :
Где взять каталог запасных частей на эту машину и/или «взрыв-схему»? Блиц-поиск в инете ничего не дал. Одни описания-хвалилки и тока на вудтулз скачал Руководство по эксплуатации.

Спросите у Serg мож он достанет схему на него. Felisatti теперь Интерсколу принадлежит, весь завод с документацией в Быково перевезли.

Блин. Был сегоня в сервис центре и забыл у них спросить. обещали по телефону что могут дать. А что, Felisatti это копия Metabo?

Ну вот. Могу поместить некоторые фото

Я тут не разобрался как текст к конкретному фото подписывать. вот смотрите всё на кучу. подшипник новый продали в сервис центре. снял стопор шпинделя и думал просто как то там всё. но там под стопором обнаружилась шайба закрывающая подшипник. она крутится вместе со шпинделем из чего делаю вывод что она на него накручена и закрывает подшипник снизу. значит наверное нуна весь фрезер раскидать и подшипник наверное вынается не вниз к фрезе а вверх к якорю. Щётки вроде оказались нормальными. длина их за 20мм. коллектор вроде не жжёный не горелый. меж ламелями есть бороздки. но заметил на щётках следы как от резца. причём смотрел на новые-там также. на ламелях коллектора тоже поперечные бороздки. в общем не полировано. Может они не притёрлись? но откуда тогда люфт в подшипнике? На работе 2 фрезера макита 2300 уже пару лет у нас работают и я смотрел специально там даже намёка н алюфт в подшипнике нету. не понимаю... Кстати, в хвалилках пишут что в моём фрезере щётки должны быть отключаемые, а эти как видите даже намёка не имеют на такое свойство: обычные. Подшипник не было чем замерить точно а линейка говорит что размеры примерно такие: 47х25х12. Закрыт наглухо с двух сторон. Маркировка и производитель видны на фото.
Какие у кого мысли есть что делать дальше?

Alessandro написал :
А что, Felisatti это копия Metabo?

Наоборот немного.
Просто метабо не делает сам фрезеры, как многий другой инструмент.

Регистрация: 29.10.2005 Красноярск Сообщений: 206

Alessandro написал :
Кстати, в хвалилках пишут что в моём фрезере щётки должны быть отключаемые, а эти как видите даже намёка не имеют на такое свойство: обычные.

А какие же еще? Они самые! Когда щетки износятся до определенного предела, пружина упрется в щеткодержатель и перестанет давить на саму щетку. Нет давления - нет контакта - девайс молчит...

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

Alessandro написал :
Щётки вроде оказались нормальными. длина их за 20мм.

Судя по длине щёткодержателей и общему состоянию девайса, наработка минимальная.

Alessandro написал :
на щётках следы как от резца.

Это нормально. А подшипник, видимо, зря купили. Скорее всего, радиальный люфт вызван зазором посадки подшипника во фланец. Можно было посадить штатный подшипник на анаэробный фиксатор и закрыть вопрос.

in my humble opinion

Регистрация: 29.10.2005 Ижевск Сообщений: 1515

Кстати да, посмотрите посадку. Я тут писал про свою борьбу с Бошевским севисом как у меня во фрезере болтался подшипник в посадке, но там был гарантийный девайс и болталось на 3 десятки не менее, .

Нет давления - нет контакта - девайс молчит...

Не так просто всё. В сервис-центре мне сказали что там в щётках отключаемых какой-то штырёк должен присутствовать и когда износ щётки доходит до некоего предела то этот штырёк как-то способствует отключению щётки. как-то так мне расскзали. посмотреть на отключаемые щётки
не было времени но к этому вопросу я вернусь ещё.

Kvost написал :
Это нормально. А подшипник, видимо, зря купили. Скорее всего, радиальный люфт вызван зазором посадки подшипника во фланец. Можно было посадить штатный подшипник на анаэробный фиксатор и закрыть вопрос.

Неужели прослаблено посадочное место? может ли такое быть?! Это возможно в принципе, но верить даже в такое не хочется. Всё же не ноненейм какой нить и сделан фрезер в италии. Анаэробный фиксатор может гарантировать посадку подшипника строго по центру фланца? Неужто просохатили размер посадочный! а фланец это отдельная часть заменяемая или посадочное место сделано в алюминиевом корпусе?
Подшипник если куплен зря можно наверное вернуть. 14 не истекли. Или оставить его в запас? вот только думаю сколько он может храниться и не придёт ли в негодность. Вот чтобы заглянуть в этот фланец что нужно сделать? что ещё разобрать, что крутить и в какую сторону? Пока не соображу в какую сторону подшипник вставляется. Дома есть стойка индикаторная - замерю люфт

Есть ли смысл притирать щётки и шлифовать рабочую поверхность? тоже самое по ламелям. некоторые неравномерно блестят видно на фото. может как то отшлифовать и заполировать поверхности ламелей? есть в этом смысл: будет ли лучше прилегать щётка и меньше искрить?

Регистрация: 18.07.2009 Санкт-Петербург Сообщений: 1436

Alessandro написал :
Есть ли смысл притирать щётки и шлифовать рабочую поверхность? тоже самое по ламелям. некоторые неравномерно блестят видно на фото. может как то отшлифовать и заполировать поверхности ламелей? есть в этом смысл: будет ли лучше прилегать щётка и меньше искрить?

не надо ничего притирать, оно само по месту притрется.

sim-sim написал :
не надо ничего притирать, оно само по месту притрется.

Меня беспокоит сильное искрение и даже его слышно

Пообщался с сервисменами:
1.Говорят что прослабления посадочного места подшипника во фланце быть не должно. На их памяти таких случаев не было. Полезу разбираться в чём там дело..
2.Говорят что ничего притирать/шлифовать ко коллектору и щёткам не надо. Искрение имеет место быть и главное чтобы не было кругового огня и дуги. Из этого заключаю что щёточный узел в порядке.
3.Говорят что фрезер не предназначен для работы в столе вверх ногами. не понимаю почему. ведь столы тот же метабо делает и именнно для того чтобы в них ставить и этот фрезер в том числе. Думаю что тут просто имеет место некоторая некомпетенция сервисменов в части эксплуатации. Подшипник обыкновенный радиальный. Что ему так держать якорь что эдак всё равно.

ЗЫ какие втулки копировальные посоветываете прикупить? есть наличии у меня 17мм. Линейка стандартных у Метабо такова: 9;11;17;24;27;30;40 Что из них докупить? Собираюсь делать в перспективе ящичные шипы и ласточкин хвост.
Есть ещё у меня энкоровский набор втулок а-ля портер кэйбл. Вот думаю купить метабовсий на 30мм, срезать буртик и ставить туда энкоровские. Как считаете, приемлем такой вариант?

Замерил биение шпинделя - почти 4 сотки. Нужен ключ разобрать подшипниковый узел. Сервис-центр не продаёт инструмент для обслуживания. в инете набрёл на фото универсального зажимного ключа для УШМ. должен как думаю подойти. Никто не видел где такой в продаже есть? в инетмагазе покупать его не выгодно

Регистрация: 25.10.2006 Новосибирск Сообщений: 6099

Alessandro написал :
Никто не видел где такой в продаже есть?

у ЗУБра есть такая штука - прикольная

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

Alessandro написал :
Анаэробный фиксатор может гарантировать посадку подшипника строго по центру фланца?

А зачем? Главное, люфт убрать и всё.

Alessandro написал :
Или оставить его в запас? вот только думаю сколько он может храниться и не придёт ли в негодность.

Вы сначала ресурс штатного выработайте

Alessandro написал :
Меня беспокоит сильное искрение и даже его слышно

Сильного искрения быть не должно, не говоря о его слышимости - щётки ведь давно притёрты. Сдаётся мне, что мотор подпален. ИМХО.

in my humble opinion

Может и подпален. Хотя обороты держит. я правда не рискнул долго им жужжать пока не разберусь с люфтом. Ключ
Но я не усидел сегодня и сделал подходящий ключ из сломанного ручного резака для плитки: отвинтил всё лишнее, на губках просверлил отверстия и поставил в них на гайках винты М3 подходящей длины. В шпиндель отверстия для стопора вставил сверло. в общем открутить шайбу(я так понимаю - пылеотражательную)получилось. Она ещё и фиксирует шпиндель во внутренней обойме подшипника. Теперь стало видно причину люфта: это не посадка во фланце, а сам подшипник. при пошатывании видно как внутренняя обойма играет относительно шайбы закрывающей сеператор от грязи. т.е. с фланцем всё ок. сейчас остановился, т.к. надо подобрать или сгородить съёмник, с помощью которого смогу спрессовать шпиндель с подшипника, вынуть тот и потом всё поставить обратно. подручными всякими выколотками и прочими русскмими инструментами(читай - кувалда ) в ээтом случае пользоваться не хочется.
Значит вот ещё что: когда снял фланец с направляющих, то обнаружил на одной из пружин торчащих из направляющих труб одно фетровое кольцо. Догадываюсь, что оно имеет назначение грязь не допускать внутрь втулки. не пойму почему оно одно, только на одной направляющей. Правда из этой направляющей торчит ещё и винт(ну, типо лифт), которым регулируют вылет фрезы.а на второй не должно быть? не логично мне кажется. или это так и должно быть и фетровая шайба защищает именно винт(лифт типо)?. Задний подшипник не просто в пластмассовое гнездо корпуса встаёт, на него одевается резиновая манжета(не знаю как правильно назвать, так кажется будет понятно).на фото увидите пыль. скажите, можно прикинуть, много работал фрезер или мало? смущает что подшипник накрылся(если работал мало - значит рано ему накрываться).с другой стороны щётки как будто ещё не притёрлись. ощущение что таки дофигища потрудился. пыль везде внутри, в таких местах что казалось бы туда вообще попадать не должна. Ну, продавец надул с наработкой, это точно. а мог бы и не врать. не знаю, что людьми двигает? почему так и норовят обмануть? а так красиво пел, мол один столик обкатал всего-то. ндя. вокруг одни тамбовские волки
Фото отстальные завтра положу. долго выкладывать, ужимать надо, выбирать..

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

Alessandro написал :
при пошатывании видно как внутренняя обойма играет относительно шайбы закрывающей сеператор от грязи

Он должен немного играть по оси, иначе его просто заклинит при нагреве. Сравните с новым и, если степень люфта разная, то меняйте.

Alessandro написал :
можно прикинуть, много работал фрезер или мало?

По предыдущим фото не сказать, что много.

Alessandro написал :
пыль везде внутри, в таких местах что казалось бы туда вообще попадать не должна.

Мелкодисперсная пыль пролезет везде. Поток воздуха от вентилятора тому изрядно способствует.

in my humble opinion

Kvost написал :
Он должен немного играть по оси, иначе его просто заклинит при нагреве. Сравните с новым и, если степень люфта разная, то меняйте.

Не, ну там просто болтается это дело. Когда снято ощущается очень сильно. а до этого я измерил радиальный люфт и он составил почти 0,04мм. это дофига.
Кстати, когда снял шайбу ту большую, увидел подшипник, он в каком-то гуано. сначала подумал что это какой то герметик или что-то подобное, а теперь думаю что это просто смазка каким-то образом вытекла из подшипника. почти белая. на ощупь как старый густой крем

Дальше попытаюсь рассказать как разбирал.
Последовательность разборки:
1.Отвинтить винт(шестигранник нужен, размер забыл записать) удерживающий ручку которой вращают винт регулировки вылета фрезы и снять ручку, отложить

2.Отвинтить 4 самореза крепящих верхнюю крышку крышку фрезера. Снять эту крышку, несколько протянуть на питающем проводе чтобы не мешалась и тоже положить в стороне.
3.Оттянуть пружины давящие на щётки, вынуть щётки из направляющих и оставить в покое а можно щётки совсем снять и отложить

4.Снять валик с помощью которого двигается реечный упор, вынуть сам упор и отложить в сторонку.

5.Снять фрезер с направляющих. Направляющие с подошвой отложить в сторону.

6.Отвинтить 2 винта и снять стопор шпинделя – отложить в сторону.

Продолжение следует...

7.Вывернув саморезы снять крышку рукоятки в которой смонтирован выключатель

  1. Вытащить выключатель насколько позволяют провода (чтобы не мешал) и выковырять заглушку пластмассовую(которую закрывал выключатель) которая в свою очередь закрывает доступ к болту которым рукоятка привинчена к корпусу(фланцу) фрезера. Отвернуть 6-ти гранником рукоятку.

9.Вывернуть саморез со стороны шпинделя крепящий накладку закрывающую проводку которая идёт от выключателя во внутрь фрезера.

10.Отсоединить от выключателя провода по ходу их промаркировав на всякий случай. Кнопку отложить в сторону.

значит промаркировать

*Во все отверстиях где проходит проводка от выключателя, запиханы кусочки пористой резины которые как я думаю: 1. уплотняют отверстия эти(чтобы пыль наверное к выключателю не попадала) и 2. закрепляют эту самую проводку в каналах. При сборке не забудьте заковырять на место

11.Снять с проводки рукоятку в которой стоял выключатель, накладку закрывающую проводку и отложить в сторону.

  1. Вывернуть оставшиеся 3 больших самореза из корпуса(фланца) со стороны шпинделя. Они несколько длиннее 1-го. Вот они все 4

13.Аккуратно поддеть пластмассовый кожух статора и отсоединить его от корпуса алюминиевого(фланца). В руках остаётся якорь с (пока ещё) присоединённым к нему корпусом(фланцем).
Вот Вам пластиковый корпус со статором и якорь с фланцем

14.Отвернуть гайку и снять цангу.
Продолжение следует ...

Сподобился продолжить разборку. Значит берём подходящий съёмник и выпрессовываем шпиндель вместе с якорем из внутренней обоймы подшипника. Нашему взору открывается вид на оцинкованную шайбу прикрывающую подшипник

Давно это было конечно... но чем закончилась история?

Мне тоже интересно.
Особенно про самостоятельную балансировку на кухне.

Не нашёл времени окончить историю в картинках. нафотал конечно, но может позже закачаю. история закончилась хорошо. подшипник заменил, всё собрал. жужжит(даже можно сказать орёт ), шпиндель крутится. а что за балансировка и зачем? вибрация после сборки не ощущается. фрезер лежит в коробке. нахожусь в полной уверенности что фрезер абсолютно исправен. Зря? Нести его на балансировку в сервисный центр? Не знал, что после замены подшипников необходимо балансировать шпиндель.

Новый большой подшипник запрессовал в крышку. потом поставил стопорное кольцо. долго думал как мне поверх него закрепить оцинкованное кольцо-шайбу, видимо играющее роль пыльника. была мысль вставить его и поверх намазать герметиком(навести галтель). потом передумал и решил воспроизвести способ крепления применяемый на заводе. поскольку использовал то что под рукой, то бородком подходящего размера тюкнул несколько раз по старым заводским вмятинам. кольцо как будто закрепилось таким путём. не знаю как с течением времени будет держать, но пока сидит на месте вроде хорошо. потом стал подшипник внутренней обоймой нанизывать на шпиндель. для этого использовал сантехническую муфту. чтобы не испортить резьбу для гайки, намотал немного пластыря. Напрессовал подшипник на шпиндель ровно настолько, чтобы показалась резьба под круглую гайку крепящую подшипник на шпинделе. потом дотягивал шпиндель на место только заворачивая гайку.. Остальное собрал всё в обратном разборке порядке. потом пустил на холостую. вроде всё хорошо. под нагрузкой не испытывал покуда.
Так что там про балансировку(чего)?