Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786
#178417

Вопрос к матерым лакокрасочникам, в первую очередь к Демид. В чем разница между лаками ПФ-060 и ПФ-170 ? Пожалуйста опишите поподробнее. Для каких материалов подходит (и не подходит), стойкость к внешней среде, совместимость с другими материалами, ну в общем обо свем.

Дейчтвительно надо. Одна контора у нас в Новочедобсарске смогла купить очень недорого много ПФ-170. Можно ли на нём замесить эмаль ПФ-115 и как это отразится на свойствах. Нужно получить очень среднюю по параметрам краску, так сказать "лишь бы красила". Я пока вижу один недостаток ПФ-170 - сохнет долго, каждый слой 72 ч. Ну и вроде для дерева не предназначен.

Регистрация: 31.07.2006 Новосибирск Сообщений: 175

Пленка из лака ПФ-170 в 2 раза более твердая чем у ПФ-060, мне кажется именно из-за этого он рекомендуется для окраски металлов.
Приличную эмаль ПФ-115 можно сделать, разбавив ваш лак ПФ-170 20-30% олифы, твердость пленки снизится, зато повысится адгезия к древесине и сама эмаль станет более "пластичной" и легко растекаемой (сужу по собств. опыту - раньше работал в одной шарашке, так из чего мы там только не делали красок .
На счет длительного времени сушки - возможно добавка олифы это скорректирует, если нет, то можно самим попробовать добавить сиккатива.

Свойства ПФ-170
Свойства ПФ-060

Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786

Cпасибо. полезная техническая информация.
Ну если еще кто что добавит буду рад.

Извиняюсь, что давно не заходил, мотаюсь по командировкам.
Основное о пентафталевых лаках ПФ-060 и ПФ-170.
Лак ПФ-060 является ПОЛУФАБРИКАТНЫМ лаком, то есть полуфабрикатным продуктом, на базе которого производят другие лаки или эмали. Основное назначение- производство эмалей ПФ-115. (Также ПФ-115 делают на полуфабрикатном лаке ПФ-064, из которого же делают и лак ПФ-170).
Лак ПФ-170 является ТОВАРНЫМ лаком, т.е. продуктом, предназначенным в продажу для основного непосредственного применения в качестве лака.
Лак ПФ-060 (раньше был нескольких сортов) - раствор высыхающей пентафталевой смолы, изготовленной на полувысыхающих маслах, в уайт-спирите или в смеси (1:1) уайт-спирита с ксилолом. (Есть худший состав, содержащий ненасыщенную фракцию жирных кислот хлопкового масла). Жирность лака 60% массовых. Твёрдость лакового покрытия после добавки 6-8 массовых % сиккатива марки НФ-1 и сушки в течение 8 часов при 18-23 оС или 2 часов при 80 оС - не менее 0,25 по маятнику М-3.
Повторюсь, что лак ПФ-170 производят на основе полуфабрикатного лака ПФ-064 (или более точно - должны производить на этом лаке). Лак ПФ-064 - раствор высыхающей пентафталевой смолы в уайт-спирите или смеси уайта с ксилолом (1:1). Солу изготавливают на льняном или полувысыхающем масле. Жирность 64%. И вообще цифры в маркировке приведенных лаков(60 и 64) указывают на их жирность - 60% и 64%. Твёрдость лакового покрытия после введения 6-8% по массе сиккатива НФ-1 и сушки в течение 1,5 часов при 80 оС - не менее 0,2 по М-3.
Да,чем жирнее лак, тем меньше его твердость при одинаковом количестве сиккатива.
Об основном назначении лака ПФ-170: этот ГОСТовский лак предназначен изначально для защиты изделий из цветных металлов и древесины. Цифра 1 в маркировке указывает на возможность эксплуатации лака в открытой атмосфере умеренно-холодного климата. Время сушки лака - 3 часа при 100 оС или 72 часа при 18-23 оС. Горячая сушка предпочтительнее. После горячей сушки лак можно применять в качестве финишного покрытия для эксплуатации в тропическом климате под навесом. Также Лак ПФ-170 используют для добавления в эмали ПФ-115 при нанесении их последним слоем или наносят слой лака по верхнему слою эмали. Это способствует повышению атмосферостойкости покрытия и улучшению его блеска. При введении в лак ПФ-170 алюминиевой пудры (15% ПАП-1) получают эмаль для окраски издеий работающих при повышенных температурах (100 - 250 оС).
Без проблем Вы можете сделать на лаке ПФ-170 цветные алкидные эмали. Какого цвета Вам необходим покрытия? Могу написать приемлемые рецептуры бесплатно прямо на форуме. Но предпочтительно их всё-таки затирать, а не смешивать с пигментамми,как в случае с водными красками. Приеду из командировки в среду, если все нормально, отвечу Вам по рецептурам.

Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786

Демид, огромное спасибо за такое кол-во технической информации! Очень интересно было читать. Сейчас я обрисую свою ситуацию. (После чего меня не будет дней 10 на форуме - уеду к родственникам в глухомань, там Интернета нет.)

Xenon, присоединяйтесь к нашим глубоко научным изысканиям! Ваш опыт делания краски из чего угодно как раз кстати тут!

В общем наша контора купила много и недорого ПФ-170. На заводе "Сайвер", описание лака вот тут:

Расписано там все красиво, но вот то, что этот лак этим заводом производится так как надо, глубоко сомнительно. Это высказывалось сотрудниками завода в неофициальной обстановке. На этом заводе из сырья кроме таллового масла и нефтеполимерных смол больше ничего и нет. Иногда если повезет закупается растительное масло, то которое подешевле.

Нам нужно изготовить краску качеством так себе. И продать ее для использования в некую небогатую бюджетную организацию, которая так скажем кроме вреда людям больше ничем не занимается. Поэтому меня нисколько не замучает совесть если втырим им барахло. Это прелюдия.

Кроме ПФ-170, у нас есть канал почти бесплатного получения рыбъего жира из ветеринарных служб, не удовлетворяющего их санитарным нормам. Очень хотелось бы насовать как можно больше этого вещества в краску, тем самым еще её удешевив. Добавлять натуральную олифу - неприемлемый вариант, так как она в разы дороже, чем желаемая себестоимость нашей краски. Вполне приемлемо использовать нефтеполимерную смолу. Демид, не удивляйтесь, что желаемую субстанцию трудно будет назвать алкидной краской. Мы все равно нагло напишем "ПФ-115" и продадим. Такая у нас непростая ситуация Из пигментов имеются пока только цинковые белила. Покупать титановые в наши планы не входит. Из оборудования нет ничего, кроме ведра и палки-мешалки. Пока нужно изготовить краску таких цветов:

  • белая
  • голубая
  • желтая (чувствую, самая дорогая выйдет.)
  • светло-зеленая или салатная.

Демид, прошу привести как нормальные рецептуры для получения хорошей краски (это мне пока для общего развития), так и максимально дешевые суррогатные, которые мы будем претворять в жизнь.

Заранее спасибо.

Регистрация: 31.07.2006 Новосибирск Сообщений: 175

Для начала стоит попробовать сделать "краску" прямо из вашего лака. Сомневаюсь что добавка рыбьего жира вызовет какой либо положительный эффект, кроме еще большего увеличения времени сушки и появления эксклюзивного запаха
В общем случае рецептура алкидной эмали выглядит так: 60% (массовых) лака; 40% смеси пигментов и наполнителей; добавка до 5% растворителя (керосин, уайт-спирит, ксилол и т.п.) и получение нужной вязкости эмали.
Цинковые белила (ZnO) по сравнению с титановыми явл. довольно паршивым пигментом. Для получения приемлимой укрывистости краски их содержание в рецептуре д.б. не менее 20%. В качестве наполнителя дешевле всего использовать мел (CaCO3).
По поводу цветов краски. Белый цвет эмали чисто на ZnO получить сложно, т.к. сами белила часто имеют желтоватый оттенок и плохо закрашивают лаковую основу. Полученная краска будет иметь более-менее интенсивный желтый оттенок.
Для получения цветных красок вам не обойтись без приобретения красителей. Для голубой краски нужна добавка 0,2-0,5% пигмента голубого фталоцианинового (плюс 20% ZnO и 20% CaCO3).
Для приготовления желтой краски нужно достать либо железоксидный пигмент, либо свинцовый крон (хромат свинца), либо пигмент на органической основе. Содержание цветного пигмента в рецептуре можно опр. только практически.
Ну а светло зеленую и салатовую краски просто можно сделать смешав голубую с желтой и белой до желаемого оттенка.
Для ускорения сушки краски до нужных 24ч похоже не обойтись без добавки сиккатива - кобальтового, марганцевого или свинцового (его кустарное приготовление это отдельная большая тема).

О приготовлении краски. Берете лак, выливаете в круглую емкость, засыпаете туда отвешенные кол-ва пигментов-красителей-наполнителей - все как можно лучше взбиваете палкой, что бы не было крупных твердых кусков. Полученную бодягу выливаете в бетономешалку, снабженную крышкой-люком и заполненную на 1/3 кварцевой галькой (1-2см). Все закрываете и крутите не меньше 4 часов для перетира композиции. После этого открываете аппарат и сливаете полученную краску через металлическую сетку. Готово ! ))

Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786

Cкоро приступим к изготовлению суррогатной краски.

Не совсем понимаю роль наполнителя (мела). Может быть можно без него? Еще тут мы нашли, где можно купить сульфат бария дешевле мела. Он подойдет как наполнитель?

Выяснилось удобное для нас обстоятельство. Упомянутому покупателю вместо белой подойдет краска кремового цвета. А её как я понимаю можно сделать из охры и цинковых белил. Также время высыхания в 72 часа или более их вполне устроит.

Теперь про рыбий жир. Пока меня не было, коллеги здесь провели эксперименты и выяснили, что его добавление до 15 % в отечественную ПФ-115 среднего качества почти не изменяет получаемое покрытие. Время высыхания незначительно увеличивается. Поймите правильно мое настойчивое желание насовать в краску как можно больше этого вещества. Так как оно нам достается бесплатно, а всё остальное, например керосин, надо покупать.

Регистрация: 31.07.2006 Новосибирск Сообщений: 175

Роль наполнителя - увеличивает густоту краски, тем самым повышая ее укрывистость, может придавать покрытию определенные свойства (атмосферостойкость и пр.) ну и наконец позволяет здорово снизить себестоимость краски.

Сульфат бария (барит) явл. хорошим атмосферостойким наполнителем. Однако в силу очень высокой плотности к приготовлению такой краски предъявляются повышенные требования к диспергированию композиции. Он имеет свойство образовывать очень плотный осадок при хранении краски, а если она в бочках по 200кг. то в последующем размешать все это без механических приспособлений очень тяжело. Чтобы избежать этого явления я в свое время добавлял в композицию при приготовлении краски наряду с баритом около 5% талька или до 2% аэросила.

Регистрация: 31.07.2006 Новосибирск Сообщений: 175

И еще по цветам - я всегда считал что охра с белой краской даст ПАЛЕВЫЙ цвет, а кремовый в моем понимании это нечто светло розовое с желтым оттенком. :-))

Как обещал, начну со старых рецептур ПФ-115 в масс.ч.
Базовая: основа - 93,6; антипленочный продукт (триэтаноламин или кетоксимы и т.п.) - 0,2; сиккатив полиметалльный - 3,9; антифлотационная добавка (АФ-2К или др.) - 0,3; уайт-спирит - 2,0.
Основа для белой - лак ПФ-064 (или ПФ-060, сухой -50%) -69,2; диоксид титана рутильной модификации Р-О2 - 28,8 м.ч.
Основа для жёлтой - лак тот же - 65; диоксид тот же - 17,5; крон свинцовый жёлтый марки КЖ-1 - 17,5.
Основа для голубой - лак тот же - 72; диоксид тот же - 22,38; лазурь железная (милори) - 5,62. Лазурь обычно заменяют на фталоцианиновый голубой бета-модификации в количестве 1 масс.ч.
Как уже отмечал КСЕНОН, салатовые цвета получают смешением голубого с желтым, светло-салатовые с добавлением белого.
Дешевые рецептуры Вам уже КСЕНОН нарисовал. Я тоже вскоре добавлю от себя кое-что, хотя не сторонник подделок.

Относительно дешевых рецептур согласен с КСЕНОНОМ, что сульфат бария Вашем случае неподходящий вариант и вообще, в ЛКМ предпочтительно уж если и использовать сульфат бария, то очищенный - т.е. бланфикс,который дороже мела и который чаще всего используют в шпатлевках. Мел (с низким содержанием воды) вполне приличный наполнитель для строительных красок, особенно для внутренних работ, он придает им высокие малярные реологические свойства, позволяет снизить содержание белых пигментов и повысить седиментационную устойчивость краски.

Что-то со связью, не успел закончить мысль.
Охры, как правило Журавские, придают зеленцу, а не кремовость, согласен с Ксеноном. Кремовость придают УЛУ-Телякские золотистые охры. Цинковые белила обладают высокой маслоёмкостью, низкими укрывистостью и белизной, высокими фототропностью и сиккативирующей способностью, седиментационным эффектом. Поэтому, для производства псевдо-ПФ-115 лучше использовать приемлемые компоненты (не пожалеете о результате) по следующей схеме.
Сначала затереть (можно способом, указанным Ксеноном) пасты, которые потом стипизировать (смешать) в цветные эмали.
ПАСТЫ (на 100 масс.ч.):
1.Меловая: лак ПФ-170 -37,4; мел - 62,3; стеарат кальция - 0,3.
2.Белая: лак - 37,5; диоксид титана Р-О2 - 62,5.
3.Желтая: лак - 84,5; желтый органический светопрочный - 15,5. Или лак - 70, крон свинцовый желтый - 30.
4.Синяя: лак - 87,5; пигмент фталоцианиновый голубой - 12,5.
Далее составляем эмали (на 450 кг: 60%-ный раствор нефтеполимерной смолы в уайт-спирите - 41, остальное - цветные замесы):
1.Белый замес : меловая паста - 347; белая паста - 62.
2.Голубой замес: меловая паста - 350; белая - 51, синяя - 8.
3.Желтый замес: меловая паста - 355; белая - 27, желтая - 27.
Рыбий жир не рекомендую добавлять в количестве более 7%.
Эмали, выпускаемые по данным рецептурам, у отделочников идут на ура.

Думаю, всё-таки Вы не будете приобретать двуокись титана, поэтому нарисую традиционные рецептуры красок для внутренних работ на окиси цинка (для удешевления можете заменить на мел - до 50%):
белая краска (масс, ч.; только для внутренних работ): лак ПФ-170 - 49,5; белила цинковые - 50,4, милори - 0,1.
голубая краска: лак ПФ-170 - 49,5; белила - 49,0; фталоцианиновый голубой - 0,5.
желтая: лак ПФ-170 - 49,5 ; белила - 32; крон свинцовый желтый - 18,5.
До малярной консистенции (вязкости) краски разбавляете уайт-спиритом.
Также можете добавить 5-7% рыбьего жира и 10% раствора нефтеполимерки.

Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786

Демид, еще раз спасибо. В нашей конторе никто не имеет соответствующего образования, поэтому информация очень ценная!

Тем временем мы начали "производство" краски на основе охры. Охра неизвестного происхождения, по виду желтая. Так как никакого наполнителя пока не купили то обходимся без него. Краску разливаем в банки по 3 л, которые сразу же отправляются на объект и там используются. Цвет получился не кремовый, но подходящий. Сам смотрел на объекте - покрытие нормальное (не глянцевое, но в данном случае это безразлично), через 2 дня высыхает не полностью, но второй слой наносить можно.

Рецептура пока такая:
Белила цинковые - 20, охра - 10, лак - 55, рыбий жир - 15. Это мешается несколько часов в бетономешалке с круглыми камнями. Краска получается достаточно жидкой для того, чтобы красить ничем не разбавляя.

В общем своей цели мы добились - перепродать ПФ-170 (в составе краски) подороже для извлечения прибыли. Краски других цветов пока не делали. Я засомневалься насчет сульфата бария. Есть ли смысл с ним возиться вообще, если это приведет к проблемам. Хотя продают ОЧЕНЬ недорого. По виду с сероватым оттенком, видимо плохо очищенный. Хотя смотря к каким проблeмам? Наш покупатель краски очень нетребовательный. Сначала они хотели купить вообще масляную краску упомянутого выше завода "Сайвер". А она ну совсем отвратительного качества. Мы же предложили "эмаль", хоть она и изготовлена халтурно, но значительно лучше

Регистрация: 06.11.2005 Новочебоксарск Сообщений: 786

А всё же почему ПФ-170 так долго сохнет - 72 часа? По современным представлениям это уж слишком долго. Когда разрабатывался этот лак, были ли какие-либо причины, мешающие сделать его сохнущим быстрее?

Поскольку лак ПФ-170 планировался под горячую сушку, он был выполнен на самом жирном алкидном лаке ПФ-064, который при естественной сушке сохнет очень долго; зато покрытия на жирных лаках обладают высоким блеском, атмосферостойкостью, эластичностью и т.п.