#250872

Доброго времени суток всем! Недавно озадачили: всегда думал что гровер препятствует раскручиванию гайки за выполнения функции пружины, и вот на днях услышал, что дело не в пружине, а в острых краях гровера, которыми он врезается в гайку, пряпятствуя её раскручиванию. И оказывается что шайба-гровер вещь одноразовая, если гайку раскрутить его надо менять. Верны ли данные утверждения?

Нет не верны. Шайба создает дополнительный натяг в резьбе., не более. В нормальных соединениях на гровер кладут и просто шайбу.

Salty_Ears написал :
Шайба создает дополнительный натяг в резьбе.

Добавлю, натяг в осевом направлении в системе болт-гайка, создается за счет подпружинивающего действия шайбы пружинной ГОСТ 6402-70

Регистрация: 11.01.2006 Юбилейный Сообщений: 138

Salty_Ears написал :
Нет не верны. Шайба создает дополнительный натяг в резьбе., не более. В нормальных соединениях на гровер кладут и просто шайбу.

ПО моему сначала шайба потом гровер потом гайка.

Регистрация: 06.05.2006 Санкт-Петербург Сообщений: 2699

Орион написал :
И оказывается что шайба-гровер вещь одноразовая, если гайку раскрутить его надо менять.

Если, узел ответственный, да, гровер меняют на новый. Для ширпотреба можно не заморачиваться.

Орион написал :
Верны ли данные утверждения?

ДА, ОДНОЗНАЧНО.

2Salty_Ears
резьба болта действует по принципу домкрата, многократно увеличивая момент затяжки (до 100 раз), и Вы хотите что бы эта фитюлька еще что то дополнительно увеличила, ну-ну

2Marat
Как по Вашему, зачем в ГОСТе 6402-70 нормируется угол кромки (не более 70 градусов)?

2Andrei
Только так

Есть шайбы-граверы, у которых края разрезаны, повернуты относительно плоскости. Они в принципе работают на "вгрызание" в шайбу, а не в стягиваемую поверхность. Поэтому и порядок сборки - винт, деталь, шайба, гравер, гайка. А есть гайки разрезные подпружиненные. Они тоже "вгрызаются" в гайку, но содают большее давление на гайку, создавая "натяг". Порядок сборки такой же. То есть между этими шайбами и гайкой плоская шайба не кладется. В принципе, все они одноразовые, если соединение ответственное. Это как уплотнительные кольца в свечах зажигания.

tvmaster написал :
Если, узел ответственный, да, гровер меняют на новый.

  • соединение на лак ставят.

Сверлят отверстие в винте...

Angel. написал :
Сверлят отверстие в винте..

Это уже контровка шпилькой идет

Salty_Ears написал :
Нет не верны. Шайба создает дополнительный натяг в резьбе., не более. В нормальных соединениях на гровер кладут и просто шайбу.

"Натяг в резьбе" (видимо, вы имеете в виду силу сопротивления раскручиванию резьбового соединения) пропорционален силе растяжения тела болта, которая в свою очередь пропорциональна моменту затяжки в резьбовом соединении и уж ни в коем случае не зависит от количества деталей между гайкой и деталью. Гровер создает дополнительное сопротивление раскручиванию(действующее, так сказать, параллельно трению в витках резьбы) за счет "вгрызания" в деталь-гайку. Поэтому для правых резьб он всегда выполняется как виток "левой" спирали - при закручивании сопротивления не оказывает, при раскручивании (пока присутствует растяжение тела болта) - вгрызается в детали и сопротивляется раскручиванию.

Регистрация: 29.10.2005 Новосибирск Сообщений: 1091

Andrei написал :
сначала шайба потом гровер потом гайка.

правильно

2step

получается надо смотреть какой стороной гровер надевается на резьбу ? или без разницы ?

SergeyE написал :
2step

получается надо смотреть какой стороной гровер надевается на резьбу ? или без разницы ?

Без разницы - от переворачивания гровера направление витка спирали (левое!) не меняется. Главное, чтобы на болте-гайке резьба правая была!

А ещё бывают гроверы с контролем одноразовости, при откручивании раскалываются.

Bhead написал :

  • соединение на лак ставят.

Сергей, на какой еще лак? Ни в коем случае!!!! Для контровки резьб применяются специальные анаэробные герметики, например "Локтайт", но тогда ИМХО гровер не нужен.

2Marat: Не шпилька а ШПЛИНТ, и только в комбинации со специальной гайкой.

Господа советчики, а если Орион, завтра пойдет менять рычаги подвески своей а\м, поставит б\у шайбы ГроверА (Гровер - это фамилия), самоконтрящие гайки, или лаком зальет соединение, где заводом предписан Локтайт, это не трещины в стяжке - это ЖИЗНЬ.

unipack написал :
а если Орион, завтра пойдет менять рычаги подвески своей а\м, поставит б\у шайбы ГроверА (Гровер - это фамилия), самоконтрящие гайки, или лаком зальет соединение, где заводом предписан Локтайт, это не трещины в стяжке - это ЖИЗНЬ.

Нет, не пойду! (нет у меня а/м ) Всем спасибо за ответы! я во всем разобрался.

а ещё я встречал такие средства от раскручивания: шайба разрезаная по всему периметру как ромашка, шайба интегрированная в гайку с радиальными насечками по всему периметру и гайка со вставкой из пластикового кольца меньшего диаметра.
это все буржуйские изобретения?
что эффективнее всего?

Zhuk написал :
а ещё я встречал такие средства от раскручивания: шайба разрезаная по всему периметру как ромашка, шайба интегрированная в гайку с радиальными насечками по всему периметру и гайка со вставкой из пластикового кольца меньшего диаметра.
это все буржуйские изобретения?
что эффективнее всего?

Это в основном используется в соединениях требующих периодической разборки, без замены гайки\шайбы, например крепление фальшпанелей.

По надежности первое место за анаэробными герметиками для резьб, различаются силой фиксации

unipack написал :
2Marat: Не шпилька а ШПЛИНТ, и только в комбинации со специальной гайкой

блин, ну конечно же шплинт
гайка барашковая

2 Zhuk

Zhuk написал :
шайба разрезаная по всему периметру как ромашка

применяется, как и шайба Гровера, в не сильно ответственных и/или вибронагруженных, иногда разбираемых соединениях.

шайба интегрированная в гайку с радиальными насечками по всему периметру

не встречал таких, если честно. есть соединения с насечкой по всей резьбе болта и гайки - хорошая вещь. Правда, возможно ослабление соединения при термонагрузках.

гайка со вставкой из пластикового кольца меньшего диаметра.

Самоконтрящаяся гайка с нейлоновой вставкой. Тоже для не сильно ответственных соединений. Малый ограниченный температурный диапазон применения - ЕМНИП до 90 оС.

Zhuk написал :
что эффективнее всего?

  • Шплинт+барашковая гайка
  • болт, гайка+пластинчатая шайба, обжимающая с боков две или одну грани гайки или болта, а другим концом упирающаяся куда-нибудь или с отгибом цепляющаяся за какой-нить фланец
  • полностью металлическая самоконтрящаяся гайка (видели наверное, такая, с юбкой).
    По краней мере в авиадвигателях ответственные разъемных соединениях именно такие.

Marat написал :

  • Шплинт+барашковая гайка

Барашковая гайка - это гайка с плоскими выступающими элементами Легко устанавливается без использования монтажного инструмента.
А со шплинтом используется корончатая гайка
Главный недостаток этого соединения, что после затяжки до необходимого момента , при несовпадении прорези в гайке и отверстия в болте (шпильке) гайку приходится отпускать + строгие требования к соответствию отверстия и прорези по высоте + трудоемкость монтажа.

Marat написал :

  • болт, гайка+пластинчатая шайба, обжимающая с боков две или одну грани гайки или болта, а другим концом упирающаяся куда-нибудь или с отгибом цепляющаяся за какой-нить фланец

Очень ограниченное применение, т.к. обычно трудно найти куда зацепить

Marat написал :

  • полностью металлическая самоконтрящаяся гайка (видели наверное, такая, с юбкой).
    По краней мере в авиадвигателях ответственные разъемных соединениях именно такие.

Давно таких не видел (в гараже несколько шт. валяется) очень высокие требования к материалам и точности изготовления. В настоящее время в основном используются самоконтрящие гайки с капроновыми вставками (они, в смысле гайки, тоже одноразовые)

unipack написал :
А со шплинтом используется корончатая гайка

Точно, когда долго не пользуешься какой-то терминологией, начинаешь ее забывать
Про недостатки все правильно.

unipack написал :
Очень ограниченное применение, т.к. обычно трудно найти
куда зацепить

+тоже трудоемкость монтажа. но в очень ответственных соединениях именно они и применяются. бывает и двойные пластинчатые шайбы, цепляются за рядом стоящий болт/гайку.

unipack написал :
Давно таких не видел (в гараже несколько шт. валяется) очень высокие требования к материалам и точности изготовления.

Эти гайки даже не ГОСТированные. На них только ОСТ-ы. Ограниченная область применения. А гайки с нейлоновыми вставками - ГОСТированы