Регистрация: 20.02.2007 Красногорск Сообщений: 2456
#514120

Вчера долго с недоумением разглядывал соединение медных шин с алюминиевыми выводами трансформатора France Transfo (обмотки тоже алюминиевые). Никакой пасты/смазки электромонтажники не применяют. Или это анодированный алюминий?

Регистрация: 21.06.2007 Санкт-Петербург Сообщений: 9624

А может это и не алюминий? Может сплав с покрытием, у нас подобное было при получении ГРЩ с завода. К сожалению, я не металлург, точнее не скажу...

_Бесспорных мнений не бывает. Бывают мнения с которыми бесполезно спорить._
Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 14467

2evgenygrig Да запросто сплав м.б. или плакировали алюминий алюцинком, к примеру.

Да зайдите в любое ЗРУ 6кВ сплошь и рядом такие соединения шин! Al + Cu
Это только теоретики спорят а практики болтами вот так соединяют))
Ну еще мы шины когда алюминеиевые и медные сбалчивали циатимчика добавляли вроде для защиты от окисления

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

evgenygrig написал :
Или это анодированный алюминий?

Похоже на простой алюминиевый сплав. Наверное обычная халтура.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33769

2evgenygrig Вы, ребята, чего? Совсем с темы съехали? Самый обычный алюмо-медный наконечник - можете приглядеться повнимательнее.

Регистрация: 21.06.2007 Санкт-Петербург Сообщений: 9624

2avmalА шина? О ней речь...

_Бесспорных мнений не бывает. Бывают мнения с которыми бесполезно спорить._

avmal Я тоже сначала направо посмотрел.

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

evgenygrig написал :
Или это анодированный алюминий?

А это точно алюминий? Может, лужёная медь? По фотке не понять, вот если бы напильничком пошкрябать...
Я один раз, работая в Элтехнике, заметил как одна очень борзая бригада залепила в шкаф КРМ алюм вместо лужёной меди. Доказать это можно было только сравнив массу, сделав приличный демонтаж.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33769

Юрка написал :
А это точно алюминий? Может, лужёная медь?

Будем считать, что я это не читал. А вдруг придется приехать в Питер и с вами там встретиться?

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

avmal написал :
Будем считать, что я это не читал.

А чего я такого опять ляпнул?...
Я с алюминием много поработал. Серенький такой, матовый. Со следами от прокатного стана.
Медь мы делали сами и сдавали в гальванику на Адмиралтейские Верфи. Свою гальванику мы закрыли после приватизации завода. Так эта лужёнка тоже серая и матовая. Только следов от прокатного стана нет. Было только два верных метода отличить: сравнить массы или добраться (напильником, сверлом) до истинного цвета металла.

avmal написал :
А вдруг придется приехать в Питер и с вами там встретиться?

Ну, я маленький человек, шалабушками торгую. Вы же заказываете серьёзные вещи, щиты там всякие. Так что Вас будут встречать наши технические зубры из соседней комнаты.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33769

Юрка написал :
Я с алюминием много поработал. Серенький такой, матовый. Со следами от прокатного стана.

Вот про прокатный стан не надо - нормальный алюминий нужно ловить после протяжи, прокатки, штамповки ...
Раньше не советую.

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

avmal написал :
нормальный алюминий нужно ловить после протяжи

Может и после протяжки. Правда мы его ещё у себя в цеху и прокатывали, когда шина приходила в рулонах, а не полосой. Потом рубили на полосы, потом рубили в размер, потом рихтовали. Вобщем, полосочки там на поверхностьи есть такие специфические. А гальваника всё скрывает.
Наши ОТК вообще мышей не ловил, не мог отличить медь от алюма...

Окисление будет в месте соединения, а по верхам где головки болтов и шайбы с гайками будет чисто, и если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет.

Но соединение конечно глупое.

leonard написал :
если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов

Вы бы обратили внимание на сечение шины.

2ВТБ! Поэтому я и сказал про рабочий ток, типа сляпали что под рукой было.

Регистрация: 06.07.2007 Подольск Сообщений: 3315

evgenygrig написал :
Вчера долго с недоумением разглядывал соединение медных шин с алюминиевыми выводами трансформатора France Transfo (обмотки тоже алюминиевые). Никакой пасты/смазки электромонтажники не применяют. Или это анодированный алюминий?

  • Это алюминий- более того во всех щитах на подстанциях и РП шины, как правило, алюминиевые, а разъединители на отводах от них к автоматам- медные, и далеко не всегда луженые...
  • и никаких стальных прокладок, но - это не на улице , а в помещениях под крышей и алюминиевые шины толщиной 5- 10 мм окисляться будут долго...

leonard написал :
Окисление будет в месте соединения, а по верхам где головки болтов и шайбы с гайками будет чисто, и если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет.

Но соединение конечно глупое.

  • это нормальная практика, а вот заявление , что если "рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет." - это точно несусветная глупость...
  • в частности потому, что такие болты (точнее, шпильки) на электропечах например, ставят из латуни или нержавеющей стали - на токи более 10 000 Ампер, а такой ток "пропускная способность" и 4 и 12 болтов не обеспечит...но печи работают годами...потому, что ток не болты пропускают..

Регистрация: 20.02.2007 Красногорск Сообщений: 2456

Специально для Leonard: номинальный ток там небольшой - до 4500 Ампер на шину, а рабочий еще меньше - где-то до 3000 Ампер. Соединения конечно под крышей в встроенной ТП. Спасибо Valeriko - успокоили.

evgenygrig

По поводу последней фотографии:
разве соединение слева не следовало выполнить тем же способом, что и сверху?
Кстати, для чего промежуточное соединение вообще? Так получилось или так задумано?

Регистрация: 20.02.2007 Красногорск Сообщений: 2456

Да мне самому не нравится.
Можно было сделать Z-образную пластину для прямого соединения. А монтажники предпочли 2 уголка с промежуточным болтовым соединением - уголки подгонять не надо.
Мне вообще эта система шин не нравится.
От ТП до этажных ВРУ шины набраны 4-метровыми кусками. При расстоянии 70 метров - 20-30 промежуточных болтовых соединений.

Valeryko ***Смотри: ЕСЛИи если рабочий ток в этом соединении не будет превышать пропускную способность четырех болтов, то работать будет. ****

evgenygrig написал :
монтажники предпочли

Ясно, халтура.

Юрка Прокомментируешь последнее фото?

evgenygrig написал :
Специально для Leonard: номинальный ток там небольшой - до 4500 Ампер на шину, а рабочий еще меньше - где-то до 3000 Ампер. Соединения конечно под крышей в встроенной.

С такими токами все намного серьезней, конечно когда оксид скопится между пластинами большая часть тока станет на болтах, и когда нить они своим нагревом раслабят все соединение в целом.

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

ВТБ! написал :
Прокомментируешь последнее фото?

Комментировать я люблю, правда я никогда не подключал трансформаторы к шинопроводам. Поэтому не знаю, какие там правила и традиции. Вариант прямого подключения выглядит на первый взгляд рациональнее. Но его гораздо труднее и дольше делать. Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора. Лучше наверное использовать гибкие многослойные или очень гибкие плетёные соединители. Плетёнки хороши и в смысле вибрации трансформатора. Только дорогие очень.

Юрка А само соединение двух пакетов крайними пластинами?

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

ВТБ! написал :
А само соединение двух пакетов крайними пластинами?

Да, это наводит на размышление. В ГОСТе 10434-82 есть такой текст: "2.1.12. К каждому болту (винту) плоского вывода или к штыревому выводу рекомендуется присоединять не более двух проводников, если иное не указано в стандартах или технических условиях на конкретные виды электротехнических устройств."
А тут слева 9 шин в пакете...

Регистрация: 06.07.2007 Подольск Сообщений: 3315

evgenygrig написал :
Спасибо Valeriko - успокоили.

  • В ГОСТах и ПУЭ есть нормы на плотность тока шин и межшинных соединений,
  • но и так понятно, что для шины сечением 1000 мм2 ( 100х10 мм)
  • ее соединение "квадратом" с такой же 100х100 мм2 - т.е 10 000 мм2 (минус площадь отверстий для 4-х болтов М12 - где-то ф 13,5 мм2)
  • вполне достаточно надежно..

Юрка написал :
Комментировать я люблю, правда я никогда не подключал трансформаторы к шинопроводам. Поэтому не знаю, какие там правила и традиции. Вариант прямого подключения выглядит на первый взгляд рациональнее.

  • все электропечи подключаются такими шинами именно так- проблем при аккуратном монтаже нет...и я как раз этим занимался не один год...

Юрка написал :
Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора.

  • Тем не менее , не только Г-образные, но и П-образные целиковые пакеты мы делали... 10х120 мм - пакетом из 3-х штук.. в конце концов, перешли на П-образные из двух Г- образных с профрезерованными овальными отверстиями...

Юрка написал :
Труднее ловить миллиметры если шина имеет два изгиба. А без точности возникнут лишние механические нагрузки на выводах трансформатора.

  • и на графитовый электрод, к которому они подводятся..

Юрка написал :
Лучше наверное использовать гибкие многослойные или очень гибкие плетёные соединители.

  • Мы от них отказались- дороги и качество опрессовки наконечников ( кстати, из Питера последняя поставка заказана была)
  • сильно ухудшилось...грелись в месте соединения с наконечниками , хотя и не все..

Юрка написал :
А тут слева 9 шин в пакете...

  • шина толщиной 25 мм - дефицит и тяжело обрабатывается, 3 шины по 10 мм в пакете толщиной нам разрешили проектировщики печей применить.. годы эксплуатации показали достаточную надежность этого при токах более 10 кА и высокой температуре у печей..

Юрка написал :
К каждому болту (винту) плоского вывода или к штыревому выводу рекомендуется присоединять не более двух проводников

  • вообще-то болт там не один у Вас на фото...
    ****

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

Valeryko написал :
Мы от них отказались- дороги и качество опрессовки наконечников ( кстати, из Питера последняя поставка заказана была)

  • сильно ухудшилось...грелись в месте соединения с наконечниками , хотя и не все..

Я имел в виду такие плетёные соединители (см. справа на картинке). Мы их берём во Франции через Москву. Наконечники вроде не нужны.

Valeryko написал :
и так понятно, что для шины сечением 1000 мм2 ( 100х10 мм)

  • ее соединение "квадратом" с такой же 100х100 мм2 - т.е 10 000 мм2 (минус площадь отверстий для 4-х болтов М12 - где-то ф 13,5 мм2)
  • вполне достаточно надежно

Тогда почему бы по всей длине шинопровода не соединять пакеты таким же способом - внахлёст?

Тепловизор на штатив - и халтура будет видна визуально...

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 3832

Valeryko написал :
3 шины по 10 мм в пакете толщиной нам разрешили проектировщики печей применить.. годы эксплуатации показали достаточную надежность этого при токах более 10 кА и высокой температуре у печей..

Я не против большого количества шин в пакете. Но я за то, чтобы эти пакеты соединялись как пальцы левой и правой руки (указательный рядом с указательным, средний рядом со средним и т.д.). Иначе шины пакета оказываются в неравных условиях. Это наверняка скажется на распределение температур.