#535446

Не так давно, существовало три устройства для готовки в дачных условиях. Это примус, керосинка и керогаз. И если по первым двум особых вопросов не возникает, то керогаз оказался большой загадкой. К сожалению, в продаже таких устройств уже не найти. Поиск по просторам интернета дал кое-какую скудную и обрывочную информацию о работе данного устройства.
Стало ясно, что устройство это ближе к керосинке, в нем так же нет бачка, находящегося под давлением. Присутствует и фитиль, подающий керосин. Но фитиль этот намного крупнее чем в керосинке, и не плоский, а кольцеобразный. Самая большая хитрость в том что, каким то непостижимым образом, сам фитиль не горит как в керосинке, а лишь интенсивно испаряет пары керосина. Затем эти пары как-то мудрено смешиваются с воздухом, прогреваются, поднимаются наверх и там уже горят синим не коптящим пламенем. Сплошная загадка. Выходит, что вся хитрость в особой смесительной камере.

С трудом нашел несколько фотографий Керогаза. Они некрупные и понять принцип его работы не позволяют. А хотелось бы это выяснить. Вся надежда на людей, имевших дело с данным устройством. Возможно у кого ни будь он сохранился на даче. Поделитесь информацией и впечатлениями. Если кто поможет схемой устройства то будет вообще чудесно. Был бы очень признателен за помощь.

Самое острое впечатление детства (мне было года 3-4) - вспыхнувший керогаз. До конкретного пожара оставались секунды, но пронесло.
Сдается мне, что у керогаза нет фитиля. Вроде бы там горелка кольцевой формы. Помнится, розжиг этого прибора - не простая задача.

AlexeyD написал :
Это примус, керосинка и керогаз.

Добавлю - газовая плитка. В таком маленьком чемоданчике панелька на 2 комфорки и газовый балончик. А чем не устраивает обычная плита и газовый балон

AlexeyD написал :
для готовки в дачных условиях

?

Керогаз состоит из резервуара с поддоном, питательной трубки с горелкой и газосмесителя, на котором и происходит горение паров керосина. Выпускают керогазы с асбестовым или хлопчатобумажным фитилём, одно- и двухконфорочные. Керогаз с асбестовым фитилём. Расход керосина—180—190 г в час. Время, необходимое для кипячения 4 л воды, 30— 35 минут. Ёмкость резервуара—0,75 л. Керогаз с хлопчатобумажным фитилём имеет мощность почти вдвое меньшую, чем у керогаза с асбестовым фитилём. Расход керосина—80 г в час. Время, необходимое для кипячения 4 л воды,— 55 минут. Ёмкость резервуара—1 л. При разжигании керогаза следует строго придерживаться правил приложенной к нему инструкции. Нельзя применять вместо керосина бензин или другое горючее; доливать керосин во время работы керогаза; гасить пламя задуванием; переносить горящий керогаз с одного места на другое.


Пока ещё живы, могу один на что сменять..

На фото не керогаз, а керосинка. Я заметил что многие их путают. Это нормально, так как устройства действительно во многом схожие. Бродя по инету в поисках, не раз замечал, что иногда и примус, по незнанию, называют керогазом. Однако это разные приборы, в случае примуса - совсем разные.
Вот небольшая статья с картинками различных керосиновых приборов. Для устранения путаницы в терминах.

На скорый и подробный ответ я и не расчитывал, так как сложилось впечатление, что керогаз редкий и загадочный прибор.
Очень хотелось бы узнать именно принцип работы его газосмесителя и испарителя. Если бы кто-то знающий набросал схему, то было бы очень хорошо.

Администратор Регистрация: 13.03.2006 Москва Сообщений: 20081

Truck написал :
Добавлю - газовая плитка. В таком маленьком чемоданчике панелька на 2 комфорки и газовый балончик. А чем не устраивает обычная плита и газовый балон

Присоединяюсь к вопросу! Тем более, что найти керосин в розлив задача для настоящего сыщика... А тот керосин, что продаётся в магазинах в бутылках в два раза дороже бензина...

Дело в том, что я увлекаюсь керосиновыми приборами. Можно сказать даже коллекционирую, хотя это не совсем верно, по сути. Вообще-то, раритетную старину я не собираю, а собираю исправные, работающие приборы. Если они новые и современные, то это совсем не беда. Есть в коллекции три примуса, две паяльные лампы, керосинка, керосиновая лампа. Все в рабочем состоянии. А вот с керогазом - проблема. Казалось бы – это был "король" керосиновых плиток, наиболее продвинутое и удобное в эксплуатации устройство, а найти его почему-то невозможно. Более того, не могу найти и принцип его работы. Как будто засекретили. Это только подогревает интерес.
Был бы известен принцип его работы, так, в конце концов, можно изготовить его и самостоятельно, поскольку не думаю, что там применялись космические технологии. Обычные слесарно-жестяные работы.

PS. Про бешеную цену на керосин я знаю. Но ради увлечения, на какие жертвы не пойдешь. Тем более, что готовить на нем постоянно я не планирую. Не разорюсь.

Регистрация: 30.04.2006 Миргород Сообщений: 72

AlexeyD написал :
К сожалению, в продаже таких устройств уже не найти.

У меня вот такой в гараже:
По-моему, именно керогаз, только на солярке.


керогаз - бестселлер на филипинах и индонезии

а вот инструкция к нему:

2vitaly.M
Спасибо за интересную информацию. Наконец то смог увидеть относительно крупные картинки. Кое-что в его работе, становится уже понятным. Наиболее информативна картинка:

Правда я так и не понял как происходит процесс розжига. Чаши для топлива, какая была у примуса, на картинках не заметно. Неужели испарений с холодного фитиля достаточно для зажигания пламени?

так это уже не керогаз... а керосинка, наверное... в керогазе сосуд с пипочкой, как у ручного умывальника, ставится в чашу... самотеком он поступает на фитиль и там сгорает. хотите больше огня , увеличьте наклон трубки, по которой течет ручеек керосина. вот как происходит зажигание - не помню.
вот более наглядная картинка:

Я читал в сети, что у наших керогазов принято было делать контроль подачи топлива, действительно как в умывальнике или поилке для птиц. Но китайцы делают без этих сложностей, и все равно выходит неплохо и .. зовется керогазом. Керосинка совсем уж примитивный прибор, работает как керосиновая лампа, со слабым коптящим пламенем.
Основное отличие от керосинки, это хитрая камера где происходит дополнительный разогрев паров, и правильно смешивание с воздухом.

Совершенно верно,фитиль нужен только для разогрева,а дальше керосин кипит и смешиваеца с воздухом на газосмесителе,и эта смесь и горит)В настоящее время время выпускают керогазы в основном на солярке)))

Поскажите как сделать маленикий и лёгкий керогаз для воздушного шара?Есть мысли.

Весьма просто- фитиль из ваты и резевуар для топлива. Следует учитывать что вес одного литра воздуха при нормальном атмосферном давлении - 1 г, а при 50 С(больше пакет не выдержит) - 0,8 г (точно можете посчитать по закону Менделеева -Клайперона), то есть подьемная сила - дай бог 0,2 г на литр пакета.

мир вам написал :
Поскажите как сделать маленикий и лёгкий керогаз для воздушного шара?

Подобная печка на солярке очень боится ветра и перекоса уровня, так что для воздушного шара неприменима.

Спасибо,фитиль из ваты и резевуар для топлива это пробовал коптит,надо разработать сопло смеси с воздухом.

Регистрация: 12.08.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 3203

Насколько помню, наблюдал поделку: в резервуаре(цилиндр) сверлится два отверстия, асбестовый шнур продевается в медную трубку(с запасом), трубка сгибается на 270 градусов(полтора витка), концы трубки (со свисающими концами шнура) вставляются в отверстия резервуара, запаиваются. В нижней точке витка делается отверстие, смотрящее вверх, под отверстием крепится тарельчатый диск(для розжига). Вот и вся конструкция.

Makarone-а можно в рисунке посмотреть,а то туго доходит.

Спирт и ацетон не коптят.

Есть в наличии керосин.

Да вот ещё, горелка для воздушного фонарика представляет ткань, пропитанную горючим веществом в воске.Ткань думаю хб,а горючее???

Воск и парафин горючи , растворимы в бензине и керосине и могут выступать как его загустители, хотя и менее эффективные чем полистирол или алюминиевые соли нафтеновой кислоты (напалм).

AlexeyD написал :
Я читал в сети, что у наших керогазов принято было делать контроль подачи топлива, действительно как в умывальнике или поилке для птиц.

Не совсем так. В керогазе была система автоматического поддержания уровня керосина в зоне фитиля. Она действительно работала по типу автопоилки. Кстати, в расходном бачке, который клался вниз отверстием - только так будет работать принцип автопоилки - был еще клапан с нажимным штырем. Пока бачок не лег на тарелку штанги и не надавил своим весом на штырь - этот клапан не давал вылиться керосину. Но это была автоматика поддержания уровня керосина у фитиля.
А регулирование интенсивности пламени было по другому. Продольная трубка (штанга)подачи керосина из бачка на горелку могла менять свой угол наклона относительно горизонта. Для этого в ее передней части было специальный пружинный фиксатор и зубчики на станине керогаза для нескольких фиксированных положений трубки. При опускании передней части - уровень керосина в районе фитиля повышался - интенсивность пламени - тоже. Но как во всех подобных смесительных агрегатах - как например и в карбюраторе ДВС, не любое положение ручки проглатывалось керогазом безболезненно. Если слишком быстро перевести его на максимум - то керосин не успевал уходить через фитиль, жидкость касалась нижнего края нагретой горелки - и керогаз вспыхивал.
Конструкция самой горелки на вид проста - два коаксиальных цилиндра с сужением сферическим в верхней части плюс куча отверстий. Внешняя простота скрывает непростые процессы смешения керосина с воздухом и обеспечение обратной связи по тепловому потоку от верха горелки до фитиля. Чем интенсивнее пламя - тем больше подогрев зоны фитиля и соответственно интенсивнее испарение керосина. Инерционность тепловой обратной связи как раз и не позволяла быстро и резко регулировать интенсивность горения.

Регистрация: 12.08.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 3203

на днях попробую найти рисунок

мир вам написал :
можно в рисунке посмотреть

можно

С интересом прочитал ветку...
Когда был маленький (до 5 лет), мама готовила на керогазах, их было несколько. И помню, что уже тогда знал, что керогаз, керосинка и примус - принципиально разные устройства (разумеется, самой этой разницы не понимая). Но в памяти навсегда осталось: "Примус - это, конечно, здорово, сильно греет, быстро готовить, но сильно шумит и опасен - может взораться; керосника - слабо греет, чайник вскипятить - не дождешься; а керогаз - это самое то!"
Vladimir_Vas, спасибо за информацию.
Пойду родные могилы навещать, скажу: мама, я понял!