Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301
#639293

Инженерный анализ
ЛОБЗИК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (Пила маятниковая по рос. классификации)
MAKITA 4329

Является следующей моделью представляющей собой развитие всем известного легкого и популярного лобзика макита 4324 с измененным дизайном (немного отличается формой корпуса и наличием «обрезинки»). А так же рядом некоторых небольших изменений.

Измеренные массогабаритные характеристики (данные округлены)

  • Масса общая (со шнуром) =2140г.
  • Масса шнура = 240г.

Максимальные габаритные параметры лобзика:

  • Высота (основания подошвы до колесика регулятора скорости) = 200мм.
  • Длина (от края полностью выдвинутой вперед подошвы) = 230мм.
  • Ширина (по подошве) = 73мм.
  • Ширина корпуса = 67мм.
    .

Подошва:

  • Ширина = 73мм.
  • Длина = 155мм.
  • Высота =11мм.

    Вертикальная линия центра тяжести проходит сразу за кнопкой выключателя, т.о. общий хват ладони осуществляется прямо на линии ЦТ и на вертикальной линии через геометрический центр , что, вкупе с практически симметричной (квадратной) проекцией лобзика в боковой плоскости, обеспечивает отличный баланс.
    Горизонтальная линия через центр тяжести так же практически совпадает с геометрической и проходит по надписи «Makita».

Высота ручки для хвата, сразу за выключателем = 50мм.
Диаметр отверстия для патрубка пылесоса = 25мм
Винты крепления пилки и регулировки наклона подошвы – внутр. шестигранник H3
Резьба в подошве для крепления параллельного упора – М4

Лобзик произведен в КНР на собственном заводе компании Makita.
Для упрощения дальнейшего анализа конструктивно разделим лобзик на 4 узла:

  1. Шнур питания (несъемный)
  2. Подошва (отделяется)
  3. Прозрачный защитный щиток (съемный)
  4. Непосредственно механизм лобзика в корпусе в сборе.

Итак:

  1. Шнур питания.
    Состоит из
    • Кабеля
    • Сетевой вилки
    • Кожуха защищающего основание кабеля от перегибов
  • Длина шнура питания (от края корпуса лобзика до штырей вилки) = 2000мм.
  • Диаметр (толщина) шнура питания = 7мм
  • Диаметр штыря вилки питания = 5мм

  • Кабель изготовлен известным гонконгским производителем CHAU’S (компания основана в 1976 году и производит продукцию для широкого спектра оборудования и брендов.)

    марка кабеля: H05RN-F
    маркировка: «H05RN-F (VDE) 2X1.0 KEMA-KEUR CHAU'S»
    ( -3-ая таблица сверху)
    кабель РЕЗИНОВЫЙ.( Rubber Cable)
  • Вилка представляет собой единое целое с кабелем, рассчитана на ток 16А, рабочее напряжение250В (с большим запасом т.к средний ток потребляемый лобзиком не превышает 3А). Отлита точно и без облоя. Удобна и ухватиста.
  • Кожух кабеля защитный –предназначен для защиты основания кабеля от перегибов, изломов и механических повреждений.
    Изготовлен из тройного сополимера этилена, пропилена и диена (СКЭПТ) (международная маркировка >EPDM

Регистрация: 13.09.2007 Санкт-Петербург Сообщений: 332


Мда...
Это, конечно, нечто.. Анализ имею ввиду. Спасибо

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

На первый взгляд, внутри отличий нет.

in my humble opinion

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

  1. Подошва
    Подошва лобзика имеет сложную форму, платформа отлита из алюминиевого сплава.
    Отлита точно и аккуратно. С нижней части платформа усилена вырубленной, штампованной стальной пластиной, крепящейся к алюминиевой платформе(крышке) винтами (PH2 M4, потай). Эта же стальная пластина является основанием подошвы, покрашена гладкой черной полимерной (порошковой) краской. Наличие усиливающей пластины актуально при эксплуатации – при падении и ударах алюминиевая платформа может расколоться (т.к. данный сплав хоть и не силумин конечно, но относительно хрупок), наличие стальной пластины добавляет прочности и жесткости.
    На платформе сразу при литье нанесена рельефная разметка угла наклона.
    Крепится к корпусу лобзика подошва при помощи винта внутр. шестигранника H3 и полуцилиндрической стальной пластинки, с помощью которых фиксируется угол наклона лобзика.
    При этом угол в 0 градусов выставляется путем совмещения выступа корпуса лобзика и паза в алюминиевой платформе. Несмотря на то, что, по идее, угол должен выставляться сам – настоятельно рекомендую, для точных работ, свериться с угольником. Это же справедливо и при выставлении других точных углов.
    В платформе так же имеются проушины для крепления параллельного упора (циркуля)
    Данный упор продается отдельно ( в сервисе), его стоимость в Петербурге на ул. Циолковского д.9 была 350 руб. Резьба под прижимные винты -M4. Необходимость его весьма сомнительна (на мой взгляд – отсутствует, при желании, можно поставить от Фиолента за 90 руб.). Лучше приобрести KWB LINE MASTER.

  2. Прозрачный щиток
    Предназначен для защиты оператора и облегчения сдува опилок (и работы пылесоса).
    Изготовлен из поликарбоната (>PC

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

  1. Наконец главное – собственно сам лобзик.
    Корпус лобзика изготовлен из высококачественного стеклонаполненного полиамида

    PA6-GF30TPE

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

Устройство лобзика можно разделить на две (конечно же, взаимосвязанные) части:

  • Электрическую
  • Механическую

Электрическая часть
Собрана отлично. Все провода аккуратно уложены, точно обжаты, там, где необходимо помечены. Сетевой кабель прижат защитной планкой (однако край внешней изоляции кабеля обрезан неровно - портит картину). Соединения электросхемы выполнены запрессовкой (через разъем) и винтовыми клеммами
(сильно законтренными - винты держатся крепко, чтобы отвернуть требуется значительное усилие). Провода применены высококачественные, сертифицированные, с большим сечением и толстой изоляцией.
Щетки вставлены точно, представляют собой единый узел (разборный для замены) с щеткодержателем, люфт минимален (щеток и щеткодержателя- сидят точно), ход плавный и без люфтов и клина, пружины сильные. Длина достаточна, качество обработки высокое, зернистость материала малая (стандартны для макита). Цвет соединительных проводов к щеткам разный.
Коллектор якоря выполнен хорошо. Ламели толстые с большим ресурсом на выработку и для отвода тепла. Провод запрессован точно и заподлицо. Сам якорь намотан великолепно, провод уложен ровно, плотно, обмотка сильно пропитана защитным лаком и равномерно окуклена им. Явно выполнен на высокоточной, отлаженной _полностью_ автоматической линии, от намотки до балансировки. Никаких торчащих проводов, криво уложенных витков и пр. ни на статоре, ни на якоре нет. Обмотка статора выполнена менее плотно и меньше пропитана – т.к. закреплена неподвижно и практически не подвергается никакой механической нагрузке (кстати, и электрическая нагрузка тоже минимальна по сравнению с ротором). Пакет пластин статора изготовлен отлично, пластины вырублены без заусенцев, точно, обработаны, покрыты равномерно. Пакет проклеен, без наплывов, да еще и дополнительно обжат пластиковой обоймой, через которую крепится в корпусе. На статоре имеется штамп краской из 6-ти цифр (773658)
Судя по неровности ряда цифр –штамп наборный, автоматический – номер партии или изделия неизвестно…
Выключатель питания 2х позиционный обычный (вкл- выкл) с механической фиксацией вкл. Без защиты от повторного включения. Кнопка широкая, гладкая, без облоя и режущих краев. Ход четкий, без подклинивания, пружина сильная, со щелчком в положении вкл. Кнопка фиксации круглая диаметр 13мм, фиксирует четко, но требует глубокого утапливания для фиксации. На мой взгляд, диаметр можно было бы сделать и побольше на пару мм. Но это индивидуально. Корпус выключателя изготовлен из полистирола, рабочий ток 3А(250V), маркирован как “JET” , “3 китайских иероглифа”, “SGEL206C-5”, “.72ZB” . Провода подключены через винтовое соедиенение.
Регулятор оборотов (частоты хода). Представляет собой рифленое оранжевое колесо на оси переменного резистора. Имеет шкалу помеченную 6 цифрами(1, 2..6) видимую в прорезь корпуса с отлитыми канавками маркерами по обеим сторонам прорези. При вращении от 1 до 5 ход плавный при переходе от 5 к 6 (макс частота), фиксируется со щелчком. Колесико изготовлено из стеклонаполн. полиамида66 с 15 проц. армированием. Сама электронная плата, регулятора залита компаундом, и оттуда видны лишь верхушка электролитического конденсатора (47мкФ*50В) и вынесенный силовой регулирующий элемент. Силовой элемент высококачественный, представляет собой тиристор в изолированном керамическом корпусе и имеет маркировку «S5C6F, JAPAN».
Производится в Японии, японской компанией SanRex

Реальное полное название этого прибора SMG5C60F

Специально предназначен для регулирования в оборотов электродвигателей и пр(SMPS, Solenoid for Breakers, Motor Controls, Heater Controls, other control applications)
Рассчитан на рабочий ток 5А при напряжении до 600В, имеет малое падение напряжения в открытом состоянии, обладает высокой перегрузочной способностью, диапазон рабочих температур перехода -40 до +125 С, для данной электронной схемы в лобзике не нуждается в радиаторе.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

продолжение фото эл части...

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

Механическая часть.

Выполнена добротно, как и подобает профинструменту. Все механические узлы выполнены из металла (кроме крыльчатки вентилятора). Несущим является корпус лобзика, но при этом инженеры макита поступили хитро. Корпус механически почти разгружен.
Ротор сидит на подшипниках (изготовлены в Таиланде). Одним концом (со стороны щеток) пошипник опирается в пластик корпуса, но при этом паз посадочное место выполнено точно и определенным образом (подшипн. сидит на поддерживающих гребенках). Другим концом вал опирается на металлический щит ( изготовлен похоже из алюминиевого сплава, методом литья). Зацепление ротора с ведущей шестерней косозубое, люфт практически отсутствует (минимален). Люфт в подшипниках так же отсутствует(продольный и поперечный).
Качество обработки зубьев высокое, почти полированы, ведущая шестерня производит впечатление фрезерованной, а не порошковой, хотя, конечно же, порошковая с профилированным зубом.
Все металлические детали изготовлены точно и без дефектов, обработаны и отшлифованы (где необходимо). Практически все детали изготовлены из стали, методом литья и штамповки.
Для снижения вибраций используется массивный уравновешивающий механизм (стальная пластина толщиной 6мм) - ключевая особенность этого лобзика.
Шток выполнен штамповкой, из толстой стальной пластины(толщина 4 мм ширина 11.5 мм), хорошо обработан, имеет высокую жесткость и не ослаблен в месте крепления замка пилки (как шток фиолента, например). Люфт присутствует и значительный. Видимо, связано это снижением допусков и нагрузки на корпус, хотя обсуждаемо. Смазки достаточно, но не много, по-видимому, литиевая, жидковатой консистенции (# 2 ?), запах приятный.
Маятниковый механизм имеет простое устройство – в зависимости от угла поворота кулачка, точнее вала с выфрезерованным прямоугольным пазом(на один конец которого насажена ручка переключения маятникового хода), толкатель
(2 мм штампованная стальная пластина размещенная между щитом и уравновешивающим механизмом) больше или меньше (или вообще не доходит –когда маятник выключен) доходит до коромысла, на противоположном конце которого размещен поддерживающий ролик.
Теперь о главном спорном решении этого лобзика.- узле поддерживающего ролика.
Как, видим, он совмещен с маятниковым механизмом (оно и понятно).
Диаметр ролика макс = 11мм, по канавке качения =8мм, ширина =8мм, диаметр стальной оси ролика =4мм, диаметр стальной оси коромысла =4мм.
Ширина дорожки качения = 2мм.
Люфт ролика в коромысле практически отсутствует, ролик вращается свободно без заеданий и люфтов как будто на подшипнике.
Но вот само коромысло закреплено на стальной оси между 2 мя половинками корпуса и люфтит на этой оси до 0.8-1мм! Чем вызвано такое упрощенное решение этого важного узла непонятно. В принципе, несмотря на охи вздохи, люфт роликов многих других брендовых лобзиков похож на этот, с небольшими вариациями есть на всех. Полностью отсутствовал, когда я проверял на стенде в магазине, только на безмаятниковых макитах (если не изменяет память 4323, 4322).
При желании, не составит никакого труда свести этот люфт на 0 – достаточно поставить пару тонких шайб(или сошлфованных обычных) и смазать узел(если пользоваться маятником).
Для улучшения понимания –смотрите фото.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

мех часть фото продолжение....

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

В работе
Ну что сказать – от макиты 4324 не отличается. Удобнее хват, мягче кабель, мощность – а мне ее хватало и на 4324- дрова я в деревне пилю фиолентом и бензопилой.
Главные достоинства макиты сохранены – низкий шум (это вообще самый тихий лобзик из слышанных), «мягкость», минимум вибраций, _заложенная_ надежность. Сдув опилок присутствует, хоть и не фонтан.
Касательно увода. Обсуждалось неоднократно. Хватит требовать от лобзика пила циркулярки. Это инструмент для универсальных фигурных и коротких резов различных материалов. При выключенном маятнике и главное(!) медленной подаче ДСП 16мм режет без увода, несмотря на люфт штока и ролика, На толстой столешнице увод есть в верт плоскости–как только поторопился. Но подача должна быть медленной. Ну и конечно главное – это пилка. В лобзике она решает все. Увод на толстом, неоднородном материале будет по любому, свести к минимуму известно как – толстая пилка с разводом, минимум подачи, направляющая(но не всегда поможет), зоркий глаз. Радикально решается циркуляркой- любой. Даже за 700р из оби будет пилить(правда, может, недолго) прямо(если не давить то толстый неоднородный материал и без вертик. увода)и прямее любого лобзика.
Фанеру 10мм режет как масло, при включенном макс. маятнике и очень сильной подаче – есть увод конечно, при уменьшении подачи –пропадает.(выпиливал 800мм круги). Криволинейно ДСП- без увода (вертикального, горизонтальный иногда проявляется) при выкл маятнике и небольшой подаче. Пилки биметалл бош для чистового распила.
Вывод.
Профессиональный инструмент(фирма Макита другой не делает), с вполне достаточной мощностью, минимумом вибраций, шума, удобным хватом, отличным балансом, литой подошвой, резиновым шнуром, простой и неприхотливый. И высокой _заложенной_ инженерами надежностью. Конечно найдутся те кто начнет кричать а вот сгорел у меня г…но итп. Брак он и есть брак, неумение оно и есть неумение, пренебрежительное отношение оно так и есть. И самое главное –великолепным (наилучшим, по-моему мнению на сегодня) соотношением цена качество. Есть лобзики и мощнее и точнее и слабее и грубее, но этот все же золотая серединка.
Из минусов(они, конечно, вытекают из цены, кроме узла ролика- это незачет)- не понравилось упрощение узла ролика(несолидно на фоне всей конструкции), коротковат шнур, зажим пилки надежный конечно, но можно было бы и разорится на автомат, угол 90град подошвы по вертикали можно было бы и поточнее, автоматом, без угольника. Качество литья плоховато- несолидно, фирма серьезная, а того же у Риоби, например, значительно лучше.
Короче говоря, все. Жду коррективы и уточнения/исправления.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

P.S. Чтобы не подумали что из корыстных соображений - подготовил это дело еще до приятного известия от Риоби, только никак не мог завершить -на работе было много... работы . Только сегодня закончил.

Регистрация: 25.10.2006 Новосибирск Сообщений: 6099

2Solovushka Спасибо что не пожалели своего времени и ... гарантии ))

Регистрация: 19.03.2007 Москва Сообщений: 18283

2 Solovushka спасибо за отличный обзор!
Я вчера ещё глянул, набирая свою тему про Прокрессив, можно сказать, подглядел

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

ломастер написал :
Спасибо что не пожалели своего времени и ... гарантии ))

С гарантией это вопрос двоякий- с одной стороны да. Тем более, я его покупал в кампании Инфраком, а они дают на всю макиту 2 года гарантии. Но с другой стороны- разобрав, я уверен, что боятся особо нечего - встроенных бомб в виде малого кол-ва смазки, трещин,клинов, подрезанных и пережатых проводов нету. Возможен лишь внутренний дефект(брак) металла частей механизма, или электрики. тк лобзик уже поработал и проявлений нет, будем надеяться...Далее изучено устройство , а оно простое и ремонтопригодность высокая, запчасти, видимо, должны подходить от всего семейства 432х. цена их конечно не как на фиолент, но не запредельная ( у нас в Питере во всяком случае). Ну и конечно самое главное- удовлетворено любопытство свое и, что еще важенее, - коллег по форуму.

2Solovushka Спасибо за супер отчет! )))) Успехов в этом начинании! Теперь ждем следующих подопытных )))

Vovan77 написал :
2Solovushka Спасибо за супер отчет! )))) Успехов в этом начинании!

Присоединяюсь...

Solovushka написал :
Но вот само коромысло закреплено на стальной оси между 2 мя половинками корпуса и люфтит на этой оси до 0.8-1мм!

Я тоже обратил на это внимание, когда щупал лобзик в магазине, вилка прям болтается.

Solovushka написал :
В принципе, несмотря на охи вздохи, люфт роликов многих других брендовых лобзиков похож на этот, с небольшими вариациями есть на всех.

Немного непонятно, начали про коромысло (вилка ролика), а перескочили на ролик. Что касается роликов, да, люфты есть, но они на разных лобзиках разные, от едва ощутимых- до миллиметра. А вот что касается люфта вилки ролика, то такого люфта, как у этой макиты не встречал. У меня на лобзике Кресс ST 500E люфт вилки отсутствует совсем, сейчас достал. еще раз покачал...нет люфта, а лобзику уже почти два года и поработал он достаточно интенсивно. На Боше GST 120E люфт вилки едва чувствуется, правда, работал он немного.

А я им просто пилю, сломается починю или новый буду выбирать...

Регистрация: 19.03.2007 Москва Сообщений: 18283

Дмитрий Т написал :
на лобзике Кресс ST 500E люфт вилки отсутствует совсем

полтора часа назад проделал такую же операцию с таким же лобзиком в Мерлене. Результат тоже совпал. Кресс внушил (лишний раз) уважение.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

2Дмитрий Т В том то и дело - люфт ролика отсутствует, а вилки - есть! узел крепления вилки прост как видно на фото. Избавиться тоже элементарно. Непонятно, зачем было так делать?
Хотя опять же сужу в сравнении с Фиолентом( а у него есть сухарики) не влияет. Увод есть по любому - если гнать и пытаться выполнять резы "чтоб как циркулярка".
2n-p-n
Кресс - не для меня дорого. да и я, вы же знаете, -японофил, пусть и с китайским прищуром (пруссия востока как называли Японию).
Все мои опыты с крессом были неприятны и разочаровывающи - соотношение цена ( а для меня это важныйт фактор уж увы) полученное качество функционал -неизменно были в сторону макита хитачи.
Если на цену не смотреть - то среди лобзиков ИМХО -рулит бош( старший 135 и предшественники, не средний), далее фестул.

2Solovushka
Даа...отчет основательный, даже и спросить нечего, все учтено.

Регистрация: 21.03.2007 Москва Сообщений: 167

Solovushka написал :
Главные достоинства макиты сохранены – низкий шум (это вообще самый тихий лобзик из слышанных), «мягкость», минимум вибраций, _заложенная_ надежность.

Этого бы хватило. Жаль Вашего времени. Конечно, если Вам эта работа нравится...
Лобзик - это расходный материал. Его цена - примерно 10% от стоимости куб. м соснового мебельного щита.

VladimirAd написал :
А я им просто пилю, сломается починю или новый буду выбирать...

Аналогично.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

kin написал :
Жаль Вашего времени.

Да ладно

kin написал :
Конечно, если Вам эта работа нравится...

Работа у меня другая (см профиль) -это так любопытство.

kin написал :
Лобзик - это расходный материал. Его цена - примерно 10% от стоимости куб. м соснового мебельного щита.

Хм интересный метод измерения если зарабатывать им на жизнь -наверное. Но тогда и лобхик другой ведь верно? может подгоните фестул ? Проанализируем...
Я то так по кулибински и изобретательски, да по дому... Для меня инструмент это часть души .

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

2Дмитрий Т
Э нее, уж до Вашей то основательности мне как до Луны пешком, так что есть к чему стремиться

2Solovushka
Не скромничайте, такого развернутого отчета на форуме еще небыло

Solovushka написал :
Для меня инструмент это часть души

Да уж, разобрать в целях познания совершенно новый инструмент, не оставляет сомнений... ... мне этого не дано...

Такие отчеты надо сохранять для будущего поколения.
Может сайт Мастерсити подумает об этом.

Регистрация: 19.03.2007 Москва Сообщений: 18283

2 kolank да, точно, хорошая мысль!

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

Дмитрий Т написал :
Не скромничайте, такого развернутого отчета на форуме еще небыло

Это точно. Надо брать на вооружение.

in my humble opinion

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

Это все хорошо братцы- рад что не зря старался и любопытно не только мне.
Только если, по-серьезному, то без форумного ОТК ничего все эти буковки имхо не стоят ...
Хотелось бы услышать корректировки, дополнения и конечно ошибки(а они точно есть -это ж не научная работа, а я не конструктор эл инструмента ну и пр). Ибо написанное мое имхо, а реальность может быть иной.
Квост, Алекс_ДР, Дмитрий_Т, Финн-Угр, Н-П-Н, Серж и др.(не перечисляю всех "мамонтов" ибо уж много вас первых среди равных - кого не указал не обижайтесь -длинно будет). Гляньте внимательно и скорректируйте.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

Кстати! Забыл указать - меня ввело в смятение что в качестве регулирующего элемента используется именно тиристор, а не симистор.
Тут может быть 2 объяснения

  1. Обычный регулятор, тиристор в диагонали выпрямительного моста (залит компаундом)?
    Больше потери, но выше надежность в плане перегрузок и устойчивости к помехам (спорно конечно, но так делают иногда)
  2. Поддержание оборотов в зависимости от нагрузки. В небольшом диапазоне но...
    Как то, когда пилил не задумывался.
  3. Удешевили. Ну дешевле так получается у них. Ставят же чипы чтобы на 1 проводе сэкономить...
    Вобщем, ваши варианты?