Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798
#62681

Господа, подскажите убогому.

Дело в следующем. Пол года назад по случаю накупил прекрасных ходовых винтов от электронных установок. Винты просто прелесть - калёные с вышлифованной трапецеидальной резьбой. Позавчера решил выточить к ним латунные гайки и вдруг выяснилось, что эти винты многозаходные . Теперь с гайками ничего не выйдет, но хоть подскажите чем многозаходные винты лучше однозаходных. На ум приходит - только одно - перемещение гайки по винту, в зависимости от угла поворота винта выше, но это можно былоб сделать и просто увеличив шаг однозаходной резьбы. Значит есть ещё что-то.
Расскажите, а то мучаюсь вторые сутки.

А что значит одно- и многозаходные?

Регистрация: 29.10.2005 Запорожье Сообщений: 340

Изменяется угол наклона винтовой линии . Увскоряется ход гайки по винту (за один оборот ходового винта)
marat_k
Многозаходные - это когда с торта винта видно не одно начало резьбы (нитки), а несколько.

Многозаходная резьба - это прежде всего увеличение передаваемого усилия (винты-то, как вы правильно заметили, ходовые), увеличенная точность перемещений в течении длительного времени ввиду меньшего износа. Все остальное побочно.

При таких диаметрах и мой токарь наверно не взялся бы - помнится при диаметре вала 18 мм уже были проблемы с резцом для гайки.

2tsn Многозаходные резьбы - ходовые (других не встречал), а там важна износостойкость, у многозаходных нагрузка распределена по нескольким виткам.

Понял, всем спасибо.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

Понял, спасибо.

В моём случае, видимо эти винты добивались соблюдения именно точности и износостойкости, т.к. нагрузка там не большая. Винты хорошо закалены - раскалываются с мелкозернистой структурой. А гаек на этих винтах вообще не было и не могло быть, т.к, если вы обратили внимание, шипы для подшипников имеют диаметр больше чем резьба (я имею в виду винты на первом фото).
Ой - ВТОРОЕ ФОТО ПРИЛИПЛО ПО ОШИБКЕ - это из другой песни.

tsn написал :
В моём случае, видимо эти винты добивались соблюдения именно точности и износостойкости, т.к. нагрузка там не большая.

Конечно. Позволю себе не согласиться с уважаемым Alex21, многозаходные создают меньшее осевое усилие при том же моменте на валу, чем однозаходные, наклон резьбы больше.

tsn написал :
А гаек на этих винтах вообще не было и не могло быть, т.к, если вы обратили внимание, шипы для подшипников имеют диаметр больше чем резьба (я имею в виду винты на первом фото).

Гайка, скорее всего, была раздвижная, на станках это часто встречается.

tsn написал :
Ой - ВТОРОЕ ФОТО ПРИЛИПЛО ПО ОШИБКЕ - это из другой песни.

Занятный девайс Что будет?

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

***Гайка, скорее всего, была раздвижная, на станках это часто встречается.***

Не, разрывной гайки там тоже небыло, там решено подругому, если ещё не всё разобрал, то по ищу, если найду - сфотаю.

***Занятный девайс Что будет?***

Да это тоже вертикальный переместитель с шаговым движком, винт там - капролоновый, а каретка бегает по закалённой шлифованной направляющей на восьми подшипниках. В принципе - полезная вещица, особенно если собирать маленький ЧПУ. Пусть валяется.

В многозаходной резьбе с увеличением наклона витков может не быть самоторможения. Т.е. при передаче усилия на гайку вдоль оси винта винт начнёт прокручиваться.

2Викторыч

***Позволю себе не согласиться с уважаемым Alex21, многозаходные создают меньшее осевое усилие при том же моменте на валу, чем однозаходные, наклон резьбы больше.***

Между прочим с точностью до наоборот - увеличение угла подъёма резбы увеличивает прилагаемый момент вращения. Типичный пример - проще втащить груз на наклонную плоскость, установленную под углом 10 градусов или 45?

***Гайка, скорее всего, была раздвижная, на станках это часто встречается.***

Не раздвижная, а разъёмная - это действительно повсеместное явление. Потому как это и облегчает замену, и за счёт сжатия половинок дополнительно выбирает зазоры в паре.

***В многозаходной резьбе с увеличением наклона витков может не быть самоторможения.*** - Юрий, вы правы, но по-моему здесь не тот случай.

Alex21 написал :
2Викторыч

***Позволю себе не согласиться с уважаемым Alex21, многозаходные создают меньшее осевое усилие при том же моменте на валу, чем однозаходные, наклон резьбы больше.***

Между прочим с точностью до наоборот - увеличение угла подъёма резбы увеличивает прилагаемый момент вращения. Типичный пример - проще втащить груз на наклонную плоскость, установленную под углом 10 градусов или 45?

А я разве не о том же? Пусть будет так - при одинаковом осевом усилии (те силы, прилагаемой к гайке для ее премещения) нужен больший момент (те большее усилие от движка, этот вал вращающего). Пойдет?

Alex21 написал :
***Гайка, скорее всего, была раздвижная, на станках это часто встречается.***

Не раздвижная, а разъёмная - это действительно повсеместное явление. Потому как это и облегчает замену, и за счёт сжатия половинок дополнительно выбирает зазоры в паре.

Это вопрос терминологии, раздвижная не может быть не разъемной мне просто сразу вспомнилась гайка на валу продольной подачи токарного станка, она еще роль муфты выполняла и при превышении определенного усилия действительно раздвигалась.

Нарезание гайки для таких винтов сопряжено с тем, что:

  1. Это нужно уметь делать.
  2. Станок должен быть оснащен внутренней или внешней приспособой ( муфтой ) для нарезания многозаходных резьб.
  3. Подача суппорта станка на 1 оборот шпинделя должна позволять нарезать такой увеличенный шаг.

Учитывая то, что на концах винтов сидят какие то наболдашники, гайка конечно должна быть разрезной и обрабатываться в зажимной оправке обе половинки в сборе.

Что касается усилия на таком ходовом винте, то оно разумеется возрастает пропорционально количеству ручьев резьбы. Зато возрастает и подача на один оборот.
Обычно такие винты применяют для ускоренных подач механихмов с последующей точной настройкой их положения с помощью других, с менее неточными подачами ( более мелкими винтами ).

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

Да не сорьтесь, небыло там гайки вообще.
Вчера вечером смотался в промороженный гараж, отискал сундук с этими подъёмниками, правда ставшиеся экземпляры, оснащённые именно этит винтами, уже без псевдогаек, но притащил домой другой аналогичный прибор, с винтом потолще - там пока всё на месте. Сегодня постараюсь сфотать и показать - конструкция довольно мудрёненькая.

2EgorP По п.1-3 - это относится к любому деянию (учитывая его специфику, конечно) . Обрабатывать две половинки, ИМХО, черезвычайно не технологично, намного проще гайку потом разрезать.
2tsn Если винтов несколько и сталь хорошая, может пожертвовать одним и сделать из него метчик?

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

Как раз имею винт переломанный попалам и мысль о метчике возникла сразу, уж если если не по металлу, то уж хотябы по капролону или фторопласту. Но ведь это метчик будет не для треугольной резьбы, а для трапециидальной, а такие метчики, как я понимаю, не самоведущиеся. Значить их надо подавать на станке принудительно (как резец). Шаг между соседними нитками - 2 мм, значит, поскольку резьба двухзаходная, нужна подача - 4 мм на оборот, а на моём станочке - максимальная автоматическая резьбовая подача - 2.5 мм. Если б была у меня подача 4 мм, я бы и резцом нарезал.

Не очень понял термин "не самоведущиеся", те если крутить, то он не пойдет в осевом направлении? ИМХО, есть спиральная канавка - пойдет, куда денется. Между прочим, черновые метчики для метрической резьбы имеют именно трапецеидальный (ну, или очень близкий к ней) профиль резьбы почти на всей длинне

Я делал составные гайки для трапециальной резьбы. Много или однозаходная, в данном случае разницы нет.
Помните, раньше в фотоателье были большие деревянные фотоаппараты, которые фотографировали на фотопластинках. Так вот все регулировки в нем ( наклон, подъем, фокус)
были как раз на именно таких многозаходных винтах. И вот сломалась одна их гаек (конструкция была неудачная). Ранее в этом ателье фотоаппаратов было несколько,
поэтому просто снимали с другого и все. В этот раз оказалось что все гайки уже сняты, зато есть три аппарата с винтами. Обратились к токарю 6-го разряда, он сказал, что это сделать невозможно (лень было подумать хорошо).
Я сделал так:
Изготовил из капролона два бруска, просверлил их четырьмя отверстиями, в отверстия вставил штифты на скользящую посадку. Сверлом диаметром, равным внутреннему размеру резьбы просверлил отверстие вдоль стыка половинок. Пожертвовал одним винтом, изготовил из него метчик, тонким отрезным диском на наждаке сформировал на нем режущие кромки. Зажал будущую гайку в тиски, заранее вложив в нее метчик, вращая и постепенно сжимая губки тисков, нарезал резьбу.
Поскольку у Вас винты закаленные, думаю можно будет сделать гайку из бронзы.
При аккуратном изготовлении получается вполне приличная точность.
Фотоаппарат тот, потом работал очень долго, лет 15.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

Между прочим, черновые метчики для метрической резьбы имеют именно трапецеидальный (ну, или очень близкий к ней) профиль резьбы почти на всей длинне

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

А вот, если интересно, аналогичный приборчикТо же двухзаходная трапеция с расстоянием между нитками 1,5 мм (шаг 3 мм), но уже с ходовой беззазорной бронзовой гайкой.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

2MaxVerblud

Спасибо, ценная подсказка - намотаю на ус. Тут же пришла мысль, что можно таким образом (сжимая разогретый винт) сформировать резьбу первично (проплавить), а потом по холодному прочистить окончательно метчиком.

2tsn
А если не секрет, то для чего Вы их использовать будете?
И вообще куда такие употреблять можно?

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

Да как ходовые винты различных подач в самоделках и будут использоваться.
Например для лифта на фрезерном столе.

2tsn Все равно не понял, в чем принципиальная разница и почему трапецеидальная резьба не будет самозатягиваться, усилие резания, конечно, больше, но для пластмасс не очень критично, болт желательно на конус сточить.
ЗЫ Я когда-то отливал гайку прямо на болте из смеси эпоксидки с латунными (или бронзовыми) опилками.

Сергей, так если пластиковая гайка подойдёт - почему не слепить её самостоятельно скажем из капрона? Можно сразу и наружную конфигурацию задать какую угодно.

Винты обрезать, чтобы выход резьбы обозначился. Растопить парафин, сунуть туда конец винта, дать прогреться ему вместе с парафином, вынуть, дать остыть. Смысл - на резьбе должен остаться тончайший разделительный слой парафина.

Для лепки гайки нарываем на полоски старый капроновый чулок (этот материал будет скользить лучше стекло- или углеткани, и более эластичен). Связующее - эпоксидка с наполнителем бронзовой пудрой (опять же для снижения трения). Пропитали полоски эпоксидкой, намотали на винт, плотно укладывая в нитки резьбы, при желании сразу сформировали наружную часть (скажем поместили заготовку гайки в формочку из пластилина и залили её до краёв остатками эпоксидки). После высыхания нагрели винт - заготовка гайки скрутится с него; далее - опиловка в нужные размеры.

Для передачи небольших усилий вполне подойдёт.

tsn написал :
Да как ходовые винты различных подач в самоделках и будут использоваться.
Например для лифта на фрезерном столе.

Как была поставлена задача, такой получен ответ.
Для таких вот самоделок вполне пойдут обычные резьбовые шпильки и гайки с обычной метрической резьбой номиналом от М 3 мм до М 27.
Шпильки продаются длиной до 2 метров и режутся на необходимую длину самим самодельщиком.
Стоят не дорого.
Используем даже в производстве.

Регистрация: 09.02.2006 Владимир Сообщений: 44

Я бы изготовил гайку из "холодной сварки", по моему Американская "Qwick Steel" (название точно не помню) поразила своей прочностью. "Колбаску" диаметром 4-5 мм и длиной около 5-ти см пальцами не сломать.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

так если пластиковая гайка подойдёт - почему не слепить её самостоятельно скажем из капрона? Можно сразу и наружную конфигурацию задать какую угодно.

tsn
Еще забавный вопрос: если ролик один, то нафига винт двухзаходный? Или это уже совсем другой винт с роликом, не похожий на ранее отдельно показанные?
Кажется, среди Ваших винтов попадалась не трапеция, а прямоугольная резьба.. Только ли на том довольно экзотическом капролоновом винте?

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798

На счёт двухзаходности сам - непонимаю зачем это всё, собственно именно для того чтобы разобраться в этих прелестях я и создал эту тему. Капралоновых винтов там хватает, но с ними всё просто - они однозаходные и ходят по ним даже не ролики, а просто кусок штыря.