Регистрация: 12.09.2006 Иркутск Сообщений: 353
#747800

Уважаемые мастеровые, разбирающиеся в эл. схемах, помогите сделать реверс на станок с мотором на 220 вольт. Схема заводская прилагается. Нарисуйте необходимую перекоммутацию, чтоб крутился в разные стороны. Заранее спасибо

У него что конденсатор в двигателе запакован? А на двигателе колодка с четырьмя контактами? Если так то двигатель придется разобрать..
Для реверса такого двигателя необходимо изменить полярность включения одной из обмоток. Без разницы какой - рабочей или пусковой. Но поменять местами только вывода обмотки, оставив неизменной остальную схему. Ответьте на вопросы выше и я расскажу как это лучше сделать практически.
Но имейте в виду! Если в циркулярке на валах есть неконтрящиеся резьбовые соединения, например крепление шкива или пилы, то реверс может быть опасен! Необходимо исключить возможность откручивания инструмента!

В вашей схеме направление вращения определяется электрическим сдвигом пусковой обмотки с помощью конденсатора. Изменение направления вращения хотя и возможно, но потребует больших переделок, при этом может уменьшиться момент и кпд.
Стоит ли оно того?

D i m o Z написал :
но потребует больших переделок, при этом может уменьшиться момент и кпд

Вы не правы. Асинхроннику в любом случае все равно в какую сторону вращаться.

Регистрация: 05.01.2007 Запорожье Сообщений: 10681

Это не простой асинхронник, а конденсаторный однофазный двигатель. Угол геометрического сдвига обмоток, емкость кондера, направление вращения у них обычно взаимоувязано. Так что побочный эффект

D i m o Z написал :
при этом может уменьшиться момент и кпд.

весьма вероятен. Плюс возможность повышенного нагрева.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Kamikaze написал :
Это не простой асинхронник, а конденсаторный однофазный двигатель.

В моем понимании, практически любой однофазный асинхронник запускается при помощи пусковой обмотки фазой, сдвинутой конденсатором, как в данном случае, на определенный угол. От этого угла и будет зависеть направление вращения ротора. Сдвиньте этот угол в другую сторону ( поменяйте концы пусковой или рабочей обмоток ) и изменится направление вращения. Конструктивных особенностей у асинхронника с короткозамкнутым ротором, влияющих на потерю мощности при изменении направления вращения, быть не может. "Я так думаю!..."

Регистрация: 05.01.2007 Запорожье Сообщений: 10681

2avmal У трехфазника обмотки геометрически сдвинуты на 120 градусов, потому как таков сдвиг между фазами.
При двух обмотках надо бы иметь сдвиг 90 градусов. Но с кондером на такой угол сдвинуть не удастся, будет меньше. Если обмотки сдвинуты на 90о, то направление вращения без разницы. А если они сдвинуты на угол, реально "выдаваемый" фазосдвигающей цепью, для максимизации КПД? Тогда при изменении направления вращения режим будет неоптимальным.
Не спроста же обычно на конденсаторниках стрелочку направления вращения отливают...

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Kamikaze написал :
если они сдвинуты на угол, реально "выдаваемый" фазосдвигающей цепью, для максимизации КПД? Тогда при изменении направления вращения режим будет неоптимальным.

При использовании одного и того же конденсатора, угол сдвига фазы будет неизменным, только будет сдвинут относительно рабочей обмотки по времени в ту или иную сторону, что и приведет к изменению направления вращения без вмешательства в КПД самого двигателя. А вообще, у нормальных однофазников, пусковая обмотка после запуска отключается пусковым реле, центробежным разъединителем или контактом кнопочного поста вручную.

Kamikaze написал :
Не спроста же обычно на конденсаторниках стрелочку направления вращения отливают...

Это для того, чтобы состыковать двигатель с подключаемым оборудованием и не запороть его вращением в противопоказанную сторону.

avmal написал :
А вообще, у нормальных однофазников, пусковая обмотка после запуска отключается пусковым реле, центробежным разъединителем или контактом кнопочного поста вручную.

Когда конденсатор высыхает, народ вобще рукой стартует. Куда толкнешь, туда и крутиться будет

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Eduardco написал :
Когда конденсатор высыхает, народ вобще рукой стартует. Куда толкнешь, туда и крутиться будет

И такое случается, только не когда конденсатор высыхает, а, чаще, когда конденсатора вообще нет.

Регистрация: 06.07.2007 Подольск Сообщений: 3315

avmal написал :
При использовании одного и того же конденсатора, угол сдвига фазы будет неизменным, только будет сдвинут относительно рабочей обмотки по времени в ту или иную сторону, что и приведет к изменению направления вращения без вмешательства в КПД самого двигателя. А вообще, у нормальных однофазников, пусковая обмотка после запуска отключается пусковым реле, центробежным разъединителем или контактом кнопочного поста вручную

  • Более того, электронные блоки для замены конденсаторов при подключении трехфазных электродвигателей в однофазную сеть , выпускаемые как раз в городе, откуда [QUOTE=Kamikaze](брал недавно их - по 500 рублей)
    -тоже не запрещают поменять направление вращения двигателя...
  • я уж не говорю, что в стиральных машинах конденсаторные двигатели тоже реверс имеют - и ничего...

Регистрация: 05.01.2007 Запорожье Сообщений: 10681

avmal написал :
При использовании одного и того же конденсатора, угол сдвига фазы будет неизменным, только будет сдвинут относительно рабочей обмотки по времени в ту или иную сторону, что и приведет к изменению направления вращения без вмешательства в КПД самого двигателя.

Если при вращении в одну сторону угол 80о, то в другую будет 100.

Впрочем, это все неважно, у конденсаторников все таки добиваются сдвига фаз 90о, и все сказанное не имеет значения

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Kamikaze написал :
Если при вращении в одну сторону угол 80о, то в другую будет 100.

Все зависит от направления отсчета угла, а при изменении направления вращения этот угол в обоих случаях получится 80о.

Регистрация: 05.01.2007 Запорожье Сообщений: 10681

avmal написал :
Все зависит от направления отсчета угла, а при изменении направления вращения этот угол в обоих случаях получится 80о.

Угол между токами обмоток - да. Угол между обмотками - как раз от изменения направления отсчета он измениться, если не равен 90о.

Kamikaze написал :
Если при вращении в одну сторону угол 80о, то в другую будет 100.

Нет. Если правильно говорить, то в одну сторону будет 80, а в другую -80 больше +90 или -90 не может быть
Иначе двигатель будет не потреблять, а вырабатывать энергию (косинус 100 градусов - величина отрицательная)

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Kamikaze написал :
Угол между токами обмоток - да. Угол между обмотками - как раз от изменения направления отсчета он измениться, если не равен 90о.

Ну, пусть будет так, хотя я уже не врубаюсь в ваши отсчеты относительно оси Х. Но вы правы - это не важно. Важно то, что КПД однофазника от направления вращения не изменится.

Регистрация: 05.01.2007 Запорожье Сообщений: 10681

Eduardco написал :
Нет. Если правильно говорить, то в одну сторону будет 80, а в другую -80 больше +90 или -90 не может быть

Речь о геометрическом положении обмоток (угле между ними), а не о токе.
Впрочем, это опять-таки не важно, т.к. он равен 90о.

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Kamikaze написал :
Речь о геометрическом положении обмоток

Я вас понял, но обычно они располагаются симметрично.

Kamikaze написал :
Впрочем, это все неважно, у конденсаторников все таки добиваются сдвига фаз 90о, и все сказанное не имеет значения

Kamikaze написал :
Речь о геометрическом положении обмоток (угле между ними), а не о токе.

Дык эта... я совсем запутался. Пространственное расположение обмоток на 90 град - это первое условие, без этого не будет вращающегося магнитного поля. Грубо - если подать на такой двигатель две фазы (90град), конденсатор не нужен. а конденсатор как раз и нужен чтоб разделить одну фазу на две со сдвигом 90 град - это второе условие .

Кстати вспомнил, очень давно разбирал какой-то асинхронник, там было всего 3 вывода... где-то внутри катушки уже были соединены между собой. Если такой попадется - реверс не светит

Регистрация: 12.09.2006 Иркутск Сообщений: 353

Dale написал :
У него что конденсатор в двигателе запакован? А на двигателе колодка с четырьмя контактами? Если так то двигатель придется разобрать..
Для реверса такого двигателя необходимо изменить полярность включения одной из обмоток. Без разницы какой - рабочей или пусковой. Но поменять местами только вывода обмотки, оставив неизменной остальную схему. Ответьте на вопросы выше и я расскажу как это лучше сделать практически.

Мотор общепромышленный однофазный отечественный, характеристики и внешний вид на фото

Dale написал :
Но имейте в виду! Если в циркулярке на валах есть неконтрящиеся резьбовые соединения, например крепление шкива или пилы, то реверс может быть опасен! Необходимо исключить возможность откручивания инструмента!

В курсе!!!

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

voland написал :
внешний вид на фото

Лучше бы посмотреть внешний вид под крышкой клеммной коробки.

voland написал :
Мотор общепромышленный однофазный отечественный, характеристики и внешний вид на фото

Не очень понятно.. Откройте крышку двигателя и расскажите:
1) Сколько проводов и с какой маркировкой выходит изнутри двигателя.
2) Сколько проводов приходит от конденсатора и их маркировка.
3) Сколько проводов и с какой маркировкой приходит из блока управления.

Можно фотку. Но читать маркировку вам всё равно придется..

avmal написал :
В моем понимании, практически любой однофазный асинхронник запускается при помощи пусковой обмотки фазой, сдвинутой конденсатором, как в данном случае, на определенный угол. От этого угла и будет зависеть направление вращения ротора. Сдвиньте этот угол в другую сторону ( поменяйте концы пусковой или рабочей обмоток ) и изменится направление вращения. Конструктивных особенностей у асинхронника с короткозамкнутым ротором, влияющих на потерю мощности при изменении направления вращения, быть не может. "Я так думаю!..."

Совершенно верно!
И величина угла сдвига фаз не бывает равна 90 градусам. Этот угол зависит от емкости конденсатора, которую подобрать идеально не удаётся.. И нагрузки двигателя, которая по определению - величина непостоянная.

Dale написал :
Не очень понятно.. Откройте крышку двигателя и расскажите:
1) Сколько проводов и с какой маркировкой выходит изнутри двигателя.
2) Сколько проводов приходит от конденсатора и их маркировка.
3) Сколько проводов и с какой маркировкой приходит из блока управления.

Пусть найдет два провода подписанные как Z1 и Z2 и перекинет их местами, по-моему так в серии АИРЕ

Eduardco написал :
Пусть найдет два провода подписанные как Z1 и Z2 и перекинет их местами, по-моему так в серии АИРЕ

Разные заводы по разному маркируют.. Сейчас ведь у каждого производителя свои ТУ.
Если там четыре конца - всё просто.. Но со схемой нужно разобраться.
У неопытоного человека всегда существует вероятность ошибки. Поэтому он должен не просто "какие-то провода менять местами", а четко сознавать что делает. имхо

Регистрация: 25.05.2006 Москва Сообщений: 33721

Dale написал :
Разные заводы по разному маркируют..

Судя по схеме, надо для реверса перекидывать провода, подходящие к U1 и U2, и прозванивающиеся между собой.

Вопрос к автору темы.
А какая заточка диска Вашей циркулярки? Или уже есть "реверсивные"?
Как он крепится к шпинделю, что не будет откручиваться при резе туда- сюда?
Короче, зачем?

avmal написал :
Судя по схеме, надо для реверса перекидывать провода, подходящие к U1 и U2, и прозванивающиеся между собой.

Да. Или Z1/Z2 Без разницы. Только как конденсатор подключен? Что там могли на заводе наваять?

Администратор Регистрация: 13.03.2006 Москва Сообщений: 20028

Eduardco написал :
Пусть найдет два провода подписанные как Z1 и Z2 и перекинет их местами, по-моему так в серии АИРЕ

Разве АИР, не трёхфазные?

Alex___dr написал :
Разве АИР, не трёхфазные?

Всякие выпускаются: и трех- и однофазные. Только при чем здесь "АИР"? На рисунке указан тип двигателя: SEg80-2C-B

Администратор Регистрация: 13.03.2006 Москва Сообщений: 20028

igor1 написал :
Всякие выпускаются: и трех- и однофазные.

Я в курсе что ассинхронники выпускаются и трех- и однофазные...

igor1 написал :
Только при чем здесь "АИР"? На рисунке указан тип двигателя: SEg80-2C-B

А это Вы спросите у Eduardco

Eduardco написал :
Пусть найдет два провода подписанные как Z1 и Z2 и перекинет их местами, по-моему так в серии АИРЕ