Регистрация: 26.08.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 129
#1292777

Раньше думал что нет разницы какой стороной ставить шайбу под гайку сейчас обнаружил что одна сторона гладкая другая шершавая, поясните принцип ее работы зачем они вобще нужны, я раньше думал что просто чтобы сделать место прижима пошире чем гайка.

Регистрация: 22.12.2005 Сыктывкар Сообщений: 4234

Джамшутт написал :
что одна сторона гладкая другая шершавая, поясните принцип ее работы зачем они вобще нужны

все равно как - имхо -это особенность процесса вырубки и не влияет на соединение.

Угу. Шайбы ведь штампуют (выдавливают, вырубают) из листа металла, так что разные стороны получаюся из-за технологического процесса.

Я всегда стараюсь шайбы ставить гладкой стороной наружу (в сторону гайки) так по-моему симпатичнее

Джамшутт написал :
поясните принцип ее работы зачем они вобще нужны, я раньше думал что просто чтобы сделать место прижима пошире чем гайка.

Ну да
1) увеличивается площадь под гайкой
2) не портится материал, т.к. шайба остается неподвижно, иначе при повороте гайки она портит закрепляемый материал

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

Суть работы шайбы - контрить соединение (кроме того конечно и др функции типа распределния нагрузки по площади и пр как например у кузовной).
Контрит простая шайба 2мя способами(точнее их сочетанием):

  1. Врезанием в материал (точнее трением)
  2. Пружинным эффектом - шайба несимметрична, а чуть выпукла в сторону гладкой стороны.
    Поэтому если гайка существенно меньше шайбы ( а у больших диаметров это так) то ставить лучше

Solovey написал :
Я всегда стараюсь шайбы ставить гладкой стороной наружу (в сторону гайки) так по-моему симпатичнее

так еще и технически правильно.

Извините Соловушка, вы не правы! То что острые края получаются у шайбы - это следствие техпроцесса, как сказали ранее. У качественной шайбы ни одной острой грани. они должны сбиваться, на этапе производства!!!
Шайба (плоская) предназначена для увеличения опорной площади, или для предотвращения повреждения детали. Как сказал Соловей.
Шайбы гровера предназначены как раз для контрения (стопорения). они сконструированы таким образом, чтоб при закручивании не мешать, а при откручивании одна часть врезается в материал а вторая в гайку. и тем самым стопоря самопроизвольное отвинчивание. Посмотрите как расположен срез. думаю понятно. Хотя гровер тоже не панацея. Самое надежное крепление с фиксацией от вибрации - обвязка проволокой(в головках болтов отв) или стопорные пластины которые загибаются на шляпки. Так строят все самолеты. гроверы в авиастроениии практически не применяются.
Возможно просто о разных шайбах шла речь.

Регистрация: 29.10.2005 Санкт-Петербург Сообщений: 4301

2geiby А я и не спорю. Я же написал - точнее трением. Обычная шайба всегда имеет и пружинный эффект. То что плоская шайба только распределяет усилие неправда она контрит соедиенение (если речь не о тн кузовных -там контрящий эффект минимален) По поводу пружинных шайб - гроверов речи не было. Там как раз то что вы описали. В авиастроении применяют заклепки и фиксацию резьб на герметики, применение фиксирующих шайб планок, а так же гайки(болты) с замком. Проволочкой тоже эффективно, как и шплинтом, но это все же устаревшая технология хоть и дешевая и надежная.

Регистрация: 12.07.2009 Кривой Рог Сообщений: 56

Если одна сторона гладкая а вторая шершавая то это издержки производства.
Как то был я на одном заводике так там шайбы штамповали и потом загружали в большие крутящие барабаны.
После этих барабанов все шайбы одна в одну и без заусениц.

Регистрация: 11.06.2008 Саратов Сообщений: 1780

Шайбы бывают разной формы если она по толщине отличаеться и одна сторона шире другая уже то лучше поставить широкой снизу узкой сверху прижать получше гайкой получиться.А если однородная гайка то все равно,а когда одна сторона шершавая а др гладкая это клепают их так я обычно ставлю гладкой вниз шершавой вверх гайка меньше откручиваеться если ей шершавую сторону прижимать.

Регистрация: 19.06.2008 Лебедянь Сообщений: 3127

ice7 написал :
шайбы штамповали и потом загружали в большие крутящие барабаны.

это называется галтовочный барабан, некоторые производители попросту опускают эту технологическую операцию дабы сэкономить.

Регистрация: 10.06.2008 Мурманск Сообщений: 9323

geiby написал :
Самое надежное крепление с фиксацией от вибрации - обвязка проволокой(в головках болтов отв) или стопорные пластины которые загибаются на шляпки.

Существует такая вещь как фиксатор резьбы.