Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 798
#7708

На днях, после разборки огромного крутого ФРГ-шного микроскопа, достались мне две прекрасных миниатюрных шариковинтовых пары (изображены на первой картинке). Прийдя домой решил их аккуратно и компактно упаковать до востребования. При выкручивании винта из гайки заметил, что в отверстии появилось около десятка шариков (диаметром миллиметра полтора). Я сразу же прекратил выворачивание и ввернул винт обратно, но шарики на место не встали. Постепенно врашяя винт туда-сюда и разгоняя шилом шарики к переферии отверстия удалось заставить гайку полностью поглотить все шарики, но работа пары нарушилась. Теперь вращение идет не равномерное.
А именно: правое вращение идет примерно с нормальным усилием, но при переходе к левому вращению вращение идёт необычайно легко и даже без каких-либо люфтов, но через два оборота это дело тормозиться и далее идет вращение с приличным усилием. Вопрос в том, можно-ли это как-то излечить или это делается только в заводских условиях?
Освободить полностью гайку пока не удалось - нет необходимого инструмента. Сами гайки заключены в корпуса из алюминевого сплава, в которых организованно беззазорное шарнирное вращение гаек.
На втором фото удалось снять клеймо (видимо производителя) - может кто-то сталкивался.

Гайку в любом случае надо будет снимать с винта и из крепления. Единственный реальный путь загнать шарики обратно - через возвратные каналы. Иначе будет то, что имеете - два-три оборота слишком свободно, а потом заедание. Это потому что шарики не попадают в канал возврата. Много гонять гайку туда туда-сюда в таком состоянии тоже не стоит - идет сильный износ и деформация шариков и канавок. Когда будете снимать гайку, будьте внимательны - кроме тех шариков, что высыпятся сразу, в канале (каналах) еще остаются шарики, и их потеря чревата неработоспособностью пары. И еще, шарики могут быть двух размеров - отличаются диаметром на пару десятков микрон. Их надо запихивать по очереди - маленькие играют роль сепараторов. Помогает при сборке еще и гладкая болванка диаметром чуть (на сотые) меньше внутреннего диаметра резьбы винта. На ней собирается гайка с шариками, а потом навинчивается на винт. Но у Вас резьба не до конца винта, потому надо будет в торце болванки высверлить отверстие, куда войдет конец винта.
Вот парочка картинок с конструкцией ШВП - для раздумий.
ЗЫ: Помните, когда я перечислял, что меня интересует, я просил, если подвернется ШВП, не снимать гайку с винта

Вандалы, зачем микроскоп разломали????!!