Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720
#1388822

В течение года в разных темах между делом возникал обмен мнениями по поводу первенства в "дрелестроении":

Serg написал :
А между прочим мало кто знает, что именно фирма B&D в 1917 году сделала первую дрель с пистолетной рукояткой, до этого дрели были с D-образными рукоятками, и мало напоминали оружие. Это был именно маркетинговый ход, который себя полностью оправдал, обыграна была тяга сильной половины человечества к оружию. И сегодня даже хорошие специалисты часто не знают историю появления пистолетной рукоятки у ручного инструмента.

Alex___dr написал :
А разве не FEIN был первым?

DW написал :
Первая дрель с пистолетной рукояткой это B&D

Serg написал :
Может расскажете пару слов о том, почему у дрели появилась пистолетная рукоятка? Для того, чтоб народ историю знал?

DW написал :
Скрестили пистолет кольта и эл. двигатель попробовали, оказалось удобно. Вот в принципе и вся история. Компания основана в 1910 году как скобяная лавка в 1917 году изобретена дрель, в 1918 году было открыто представительство в России, просуществовало как вы понимаете оно не долго, но в прошлом году отмечалось 90 лет компании в России. В 1961 году была выпущена первая в мире аккумуляторная дрель, в 1971 году сверлильная головка разработанная B&D работает на луне. Компания с богатой историей и заслуживает уважения.

Serg написал :
Блин, ну надо же подробнее, кто, почему, зачем - ведь до этого первые дрели были в виде шара с парой D-образных рукояток, а именно, учитывая популярность пистолета и была выбрана такая вот схема - и выбор оказался настолько верным, что существует и поныне. А говорите не уважают... это ведь очень значимое событие в развитии ручного электроинструмента, такими вещами можно и нужно гордится.

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Прошу прощения, одно замечание: процесс займёт некоторое время (с полчаса, ну, час, если отвлекут или покурить, ну, два в худшем случае, если ничего не заглючит), будет несколько постов, поэтому просьба: без комментов, пока не закончу, ладно?

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Идея применить пистолетную рукоятку в дрели появилась задолго до Black&Decker’а:

и совсем не в Штатах:

Судя по отсутствию спирального сверла, которое широко стало применяться в конце семидесятых годов позапрошлого века, эта пистолетная рукоятка опередила Black&Decker’a лет на 150…

Впрочем, и Файн с D-образной рукояткой на дрели образца 1921-го года (50 Вт, 1500 оборотов, 4 мм)

не был первым:

Кстати, загадка: почему конструктора из Metabo (а считается, что именно в Metabo серийно выпустили первую ударную дрель) обратили внимание на эти девайсы только в 50-х, почти через 200 лет после начала применения ударного режима в дрелях, здесь он уже был:

Даже Метабовские ещё ручные дрели шли без ударного режима:

Но это так, для завязки разговора…

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Едем дальше...

Фишка в том, слова "электрическая" и "дрель" встали рядом ещё в 1868 г. благодаря механику (по другим данным – дантисту) Джорджу Грину (George Green), применившему на практике в зубоврачебном кабинете конструкцию из двигателя, гибкого вала и наконечника.

Да, бур и двигатель были разнесены, но стоматологу иначе никак…

А уже с 1872-го года американская компания Самуэля Вайта (Samuel White) S.S.White Company начала их серийный выпуск.

Какие, кстати, простые фамилии: White, Green, Black…

Но и недавняя британская прикольная новинка – механическая заводная дрель долгое время ещё оставалась популярной у стоматологов:

Завода пружины хватало на 2 минуты.

Не эта ли штука, как пример удачного решения проблемы работ в ограниченном пространстве, послужила прототипом вот этих угловых дрелей образца 1938 и 2009 годов:

.....

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Если в 1872-м году, когда американец Самуэль Вайт начал выпускать первые электрические дрели для медицины (это уже потом их назвали бормашинами), предприятие братьев Файнов только-только начинало (5 лет не срок: механика всякая по мелочи, пожарка, приборчики для медицины, баловство, короче), то к 1894-му имя Вильгельма Файна знают на обоих континентах.

И дело даже не в том, что он владеет несколькими заводами, не в том, что на груди Золотая медаль, вручённая Вильгельму Файну лично королём Вильгельмом II Вюртембергским...
К тому времени FEIN – это разработка, производство и монтаж систем пожарной сигнализации, телефонная связь, энергетика, измерительная техника, осветительное оборудование, научные труды, учебники, благотворительная деятельность, многое другое…

Казалось, куда уж больше…

Но в 1894 году Вильгельм Файн попадает наконец к стоматологу.

К этому времени стоматологическая техника Грина трудами Вайта стала намного приличней: как-никак прошло 20 лет…

Поспать Файну в кресле толком так и не удалось: гибкий вал всё время цеплял за ухо.
Подумалось вдруг: а не забацать ли эту байду – двигатель и сверло – в одном флаконе, без гибкого привода, мне ж не зубы сверлить… старый, правда, уже, сыну скажу, Эмилю, пусть крутится…

Ja, ja, не забыть бы…

И с 95-го началось, механиков хватало:

Это только основные модели, и то не все, а сколько было разновидностей…

О пистолетной рукоятке тогда не могло быть и речи: такие громоздкие конструкции могли быть только "двуручными".

До первой дрели от Black&Deckera’а было тогда как до Луны…

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

На Луну первая дрель (ALSD) попадает через 70 с лишним лет именно в такой, файновской двуручной компоновке:

Теперь она стоит в Смитсоновском музее в Вашингтоне (Smithsonian National Air and Space Museum).

Размеры без бура: 55 х 25 х 18 см, вес 13,4 кг.
Указан и изготовитель: компания Martin Marietta Aerospace…

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

На 30-и летие предприятия коллеги подарили герру Файну его же творение, подарочный вариант:

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Примерно в эти же годы знаменитая немецкая фирма Siemens&Halske (телеграфные сети по всему миру, первая в мире электрическая дорога, первый трамвай, работы по созданию троллейбуса, первое метро в Европе и многое что другое) сделала свой дрельный девайс:

Сделала как инструмент для собственных заводских нужд.

Делов-то: приставить двигатель к механической дрели через ременную передачу.
Ограниченный тираж, лишнее пошло в продажу по стоимости 185 марок - 2-х месячная зарплата квалифицированного рабочего того времени.
Раскупили быстро: Siemens!

Но Вернеру Сименсу это было не очень-то и интересно, о том, что на одном из его заводов сделали ручную дрель он и узнал-то не сразу…

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Мобильные "двуручники" Файна и Сименса дали возможность активно развиться тогдашнему малому бизнесу, использовали их в своей механической мастерской и приятели D.Black и A.Decker…

1914 год. Америка, Балтимор.

От дантиста, с тампоном за щекой, из-под уже сорок лет работавшей стоматологической дрели Грина вернулся бледный Дункан Блэк.

  • И как оно? – спросил его Деккер
  • Да застрелиться легче, Алонзо! – ответил Блэк ключевой фразой
  • OK! Хорошая мысль!
    Взгляд Деккера упал на лежавшую под столом дрель Файна…

К тому времени предприятие, в которое Блэк и Деккер 4 года назад вложили по 600 баксов, было на грани закрытия, дела шли неважно: оборудование для крышек молочных бутылок и производства леденцов не очень-то пользовалось спросом.
Нужна была новая идея, своего рода паровоз…

А тут как раз Colt: его очередной вариант пистолета образца 1911 года был принят на вооружение и успешно пошёл в серию.
Популярность этой модели была такова, что даже высшие чины государства заказывали индивидуальные экземпляры:

Чем не паровоз?

Неделя ушла на эскизы и машинисток…
И родилось:

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

"Нормально, Григорий!
Отлично, Константин!"

В чистом виде пистолетная рукоятка (в общем и не очень-то похожая на кольтовскую) со спусковым крючком приставлена к Файновскому двигателю.

То, что торопились, понятно разу: к тому времени Морзе уже изобрёл свой конус, да и кулачковые патроны были уже в ходу, а тут крепление сверла 1 в 1 как у первых экземпляров Файна.

Причём сами понимали, что одной рукой эту "пистолетную дрель" не то, что невозможно удержать из-за веса – её невозможно одной рукой держать по определению, по конструкции – и оставили сзади привычную рукоятку.

Заявку на патент сдали в декабре 14-го.
Всего-то три странички…

Чудная конструкция сразила балтиморских чиновников, особенно здесь:

То есть, нажал – включилась, нажал – выключилась…
А если заклинит и вырвет из рук?
Нет ответа.

А тут ещё этот ободок вокруг курка (как он называется на оружии: рамка? спусковая скоба?): остаться без пальца или со сломанным – легко…

Убедил только тот аргумент, что это – защита от случайного включения, как и на кольте – от выстрела…
В итоге "таможня дала добро" только через три года (заканчивался 1917-й).

К тому времени нашлись уже и нужные люди в сенате, удалось разместить акции и найти денег, да и дрель была уже готова в 16-м:

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Дрель действительно оказалось удачной, появилась возможность привлечь инженеров, рекламщиков, расширить производство.

Процесс пошёл...
К 28-му году она приняла очень достойный вид:

(так и просится ремень дополнительно через плечо)
Эта дрель тогда уже была не единственной, моделей хватило на 43-х страничный цветной каталог.

Большой модельный ряд, огромные объёмы выпуска, мощная реклама и, конечно, надёжность самих изделий, сделали Black&Decker безусловным лидером дрелестроения всю первую половину 20-го века.

......

Вот и дядька точно прикупит такую:

Неясно только, почему в Штатах нет памятника Samuel Duncan Black’у и Alonzo Galloway Decker’у.
Есть, правда, Decker Street и Decker Avenue (авеню – в самом Балтиморе, их там даже две), есть Samuel Street в Дейтоне…
И всё?

Доску хотя бы мемориальную…

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

...
Листал патенты и наткнулся на удивительную вещь: патент Black и Decker’а на защитную противоизломную трубку на сетевой шнур:

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

В 31-м дрели, очень похожие на первую дрель от Black&Decker’а по лицензии стали производиться в Союзе, на одном из двух заводов колонии НКВД имени Дзержинского в Харькове:

Американскую родственницу на заводе так и называли: "американка".

Забавную дискуссию во время приёмо-сдаточных испытаний первой дрели приводят в воспоминаниях очевидцы:

"…снова поставили "ФД-3" на пробный стол, снова два десятка голов склонились над ней, и снова главный инженер Горбунов сказал с тоской:

  • Искрит...
  • Искрит, дрянь! - сказал Васька Алексеев.
  • Американка не искрила, - завистливо вспомнил Горбунов.
  • Не искрила, - вспомнил и Васька.
  • Да, не искрила, - подтвердил еще один инженер.
  • Американская точь-в-точь искрила.
  • Откуда ты знаешь?
  • Я помню, как пускали. И должна искрить, потому вентилятор здесь такой. …
    Послали в Москву, ахнули поклоном старшим.
  • Дайте одну "Блек и Деккер"!
    Дали.
    Привезли американку, поставили на пробный стол.
    И на фоне жужжания машинки неожиданно громко сказал Одарюк:
  • Ну вот, говорил же я... "

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Живой экземпляр дрели, ставшей легендой Black&Decker’a, удалось отыскать в одной из комиссионок:

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Легенда легендой, но почему же сегодня B&D очень уж аккуратно пишет на сайте, как бы не договаривая:

"1917 - компания получила патент на пистолетную рукоятку и курковый выключатель для дрелей"?
То есть о первенстве в производстве, как это принято считать, - ни слова.
(Да и не компания получила – конкретные люди)

Не потому ли, что в 1916 году, когда в Америке появилась первая дрель от Black&Decker’a, в Германии уже с 1908 года работали "пистолетные" дрельки от AEG:

и в AEG этому значения особенного не придавали: для них тогда это был своего рода ширпотреб, товары народного потребления.

И не до этого скоро стало: в Европе начинались политические игры, которые привели в итоге к Первой мировой и концерн AEG получил заказ от военного ведомства Германии на проектирование и выпуск самолётов (первый был изготовлен в 1910 году).
Продолжали выполняться другие крупные заказы, в том числе и для России: выпуск силового оборудования, строительство первой в России электрической железной дороги, трамвайной линии в Киеве.

В связи с объявлением Германией войны России и приближением фронта в 1914 году пришлось эвакуировать российский филиал концерна в Риге, работавший там с 1904 года, а это около тридцати железнодорожных составов оборудования, около 3000 рабочих и инженеров.
И не в Германию – в Россию, под Харьков.

Там, в чистом поле, с нуля, за полтора года было построено новое предприятие, состоялось торжественное его открытие...
Но 17-й год не оставил харьковскому AEG никаких шансов: тогда это называлось экспроприацией…

Сегодня в этих корпусах работает одно из крупнейших предприятий Украины – Харьковский электромеханический завод.

К инструментам AEG вернулось уже много позже, в 1924-м:

К сожалению, две мировых войны, прокатившихся по Европе, не оставили скорее всего живых экземпляров этих изделий, во всяком случае мне не удалось найти информации об их обладателях.

Было бы здорово, если б кто-то из владельцев первых дрелей AEG всё-таки откликнулся...

В Ригу AEG ещё придёт, опять, правда, не вовремя – в 1941-м, сразу после прихода войск вермахта.
Успеет даже выпустить несколько тысяч военных радиостанций и радиоприёмников.

В 44-м власть переменится и на месте взорванного при отступлении завода отстроится заново рижский VEF, первая продукция которого появится уже в 45-м.

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 26933

А так всегда бывает - идея появляется раньше, чем кому-то приходит в голову ее официально зафиксировать, и не факт, что она появилась изначально у того, кто ее зафиксировал. Колумб тоже далеко не первый, кто доплыл из Европы в Америку.

Таких спорных вопросов - как грязи, начиная с широко известных электрический лампочки и радио и заканчивая узкоспециальными вопросами типа сабельной пилы и лобзика.

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Вообще история AEG каким-то странным образом в конце 19-го – начале 20-го века оказалась связанной с Ригой: ведь именно из рижского политехнического института в 1881 году за политическую деятельность был исключён без права поступления в другие учебные заведения Российской империи Михаил Доливо-Добровольский.

Эмигрировал в Германию, работая инженером на одном из крупнейших предприятий, изобрёл трёхфазный двигатель, предложил основы использования трёхфазного тока, обосновал целесообразность его применения, разработал принципы его передачи на сверхдальние расстояния и уже с 1909 года в возрасте 47-и лет в должности директора этого суперконцерна выполнял несколько грандиозных проектов по всей Европе и не только.

Начало первой мировой, объявление Германией войны России, навязанные военные заказы, настойчивые просьбы сменить российское гражданство – всё это вынудило Доливо-Добровольского расстаться с концерном и уехать в Швейцарию... (Поразительный, кстати, факт приводят между делом биографы: "живя в Швейцарии, Данило-Добровольский испытывал серьёзные материальные трудности…")
Не любят немцы об этом...

Назывался тот концерн, в котором Доливо-Добровольский проработал более 20 лет,
Allgemeine Elektrizitaets-Gesellschaft, AEG.
Тот самый, где в 1908 году выпустили первую пистолетную дрельку.

Таким образом, у истоков создания первой электрической дрели в её сегодняшнем понимании стоял

Михаил Осипович Доливо-Добровольский,

русский, подданный России, уроженец Санкт-Петербурга.

Как ни крути.

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Закончил

2rem273 Спасибо за материал, прочел с огромным удовольствием на одном дыхании. Радует, что на данном форуме есть талантливые и нескучные люди. Респект автору

Регистрация: 25.10.2006 Новосибирск Сообщений: 6099

2rem273

rem273 написал :
Закончил

мощно закончил!!!
жму руку

Регистрация: 17.07.2009 Нижневартовск Сообщений: 2762

Да, спасибо, очень интересный материал.

Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 39985

rem273 написал :
Закончил

Великолепно!

in my humble opinion

Регистрация: 11.01.2008 Чебоксары Сообщений: 4965

rem273 написал :
Как ни крути

Браво!

Уверен, что материал должен быть каким-либо образом закреплен в анналах форума (м.б. всего сайта?) Причем, наверняка ведь подобные эпосы будут и о других инструментах?

Регистрация: 08.03.2006 Новосибирск Сообщений: 1607

Познавательная статейка ! Автору благодарность !

Спасибо rem273, очень все это интересно ир увлекательно...., хочется со вкусом все это прочитать...., но надо убегать..., прийду дочитаю, отпишусь!
Спасибо

Регистрация: 24.08.2007 Санкт-Петербург Сообщений: 68

Eddy21 написал :
Уверен, что материал должен быть каким-либо образом закреплен в анналах форума (м.б. всего сайта?)

Да, это было бы правильно. Не хотелось бы, чтобы такой труд, канул в лету. Большое спасибо, REM.

Регистрация: 27.07.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 2720

Eddy21 написал :
подобные эпосы будут и о других инструментах?

Копаю понемногу про первый перфоратор.
Может быть, будет "Забей!"
Пока не срастается.

Но ясно уже, что в космосе (или на той же Луне) могли бы работать только наши электромагнитные ИЭ-4720, 4724, 4220 (МЭУ-125): заграничные пневматические штучки там бесполезны.

Регистрация: 24.09.2008 Санкт-Петербург Сообщений: 4208

Вроде были и импортные электромагнитные.

Регистрация: 10.06.2008 Мурманск Сообщений: 9323

2rem273 СПАИБО!
Когда будем организовывать ветку-музей надо будет работу скопировать туда.

Модератор Регистрация: 29.10.2005 Москва Сообщений: 26933

rem273 написал :
Но ясно уже, что в космосе (или на той же Луне) могли бы работать только наши электромагнитные ИЭ-4720, 4724, 4220 (МЭУ-125):

Ошибаетесь, в вакууме, да еще в условиях сильной ионизации, коллекторные двигатели не работают... происходит активное перетекание зарядов по поверхности.